Пандемия и геополитическая ситуация ускорили процесс деглобализации экономики. При этом, учитывая взаимозависимость государств в структуре отраслевых рынков, в части логистики, обмена информацией и технологиями, а также широкую географию размещения производств, к полному разрыву экономических связей мир не готов.
Дискутируя на тему преимуществ и рисков, связанных с трендами последних лет, эксперты в области экономики отмечают позитивные стороны глобализации, дающей доступ к ресурсам разных стран и стимулирующей мировой прогресс, а потому призывают мировое сообщество действовать взвешенно, прежде чем категорически отказываться от таких возможностей.
Вместе с тем, по мнению экспертов, глобализация ведет к потере промышленного потенциала отдельной страны, вследствие чего наступают стагнация малого и среднего бизнеса, деградация экономики, падение уровня доходов населения и другие негативные последствия. Кризис последних лет на практике показал, как государство может в одночасье лишиться того или иного продукта, его компонентов или сырья, поставляемых из-за рубежа.
«В очень сжатые сроки по разным причинам с рынка могут уйти те или иные бренды, и зачастую уходят они вместе со своими компетенциями и персоналом, – говорит Артур Мискарян, генеральный директор казахстанского Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка. - Локальные же поставщики товаров, компонентов или сырья обеспечивают определенный уровень безопасности местного производства и стабилизацию цен на эту продукцию, потому как закупки сырья или отдельных компонентов осуществляются в национальной валюте».
Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности, которая играет важную роль в развитии мировой экономики – машиностроение. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, на отрасль машиностроения приходится порядка 50% глобального экспорта товаров обрабатывающего сектора (в Японии – 68%, Китае – 56%, Германии – 55%, США – 53%, Канаде – 35%).
В Казахстане первая по величине отрасль машиностроения – автомобилестроение, с долей 38,6% в 2022 году. Всего в прошлом году в республике продали 123,8 тыс. автомобилей, из них 77% или 94,7 тыс. машин выпустили отечественные предприятия.
«Автомобильная промышленность – одна из наиболее сложных и интегрированных в мире, она объединяет в себе различные технологии и процессы, включая производство материалов, компонентов, металлообработку, электронику, механику, информационные технологии», – отмечает Ильяс Оспанов, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
По словам вице-министра, Казахстан намерен максимально локализовать автопром, для этого отраслевое министерство, с одной стороны, оказывает поддержку производителям с целью их развития, с другой – выдвигает жесткие требования: организация производства полного цикла мелкоузловым методом с операциями по сварке и окраске кузова, что стимулирует развитие отечественной автомобильной отрасли в целом.
Таким образом, сегодня Казахстан находится на решающем этапе по локализации, когда предприятия должны осваивать мелкоузловое производство и пошагово переходить на использование компонентов отечественного производства. К слову, в Корее путь от сборки автомобилей зарубежных брендов до создания собственного производства занял почти 30 лет. Свой многолетний путь становления автопрома прошел Китай, который за последние годы совершил прорыв в автомобилестроении и все же использует некоторые комплектующие зарубежных поставщиков, и вместе с тем продолжает развивать собственное производство компонентов.
Казахстанский автопром прошел пандемийный кризис и набирает обороты по локализации в условиях нового вызова – геополитического. В следующем году «Астана Моторс» планирует запустить в Индустриальной зоне Алматы производственный комплекс по выпуску автокомпонентов для автомобилей Hyundai, а в 2025 году также в Алматы начнет работать мультибрендовый завод полного цикла по производству автомобилей китайских брендов. 90 тыс. единиц легковой техники в год здесь будут производить «с нуля».
«Отечественные предприятия должны перейти на мелкоузловое производство, и следующим шагом станет локализация автокомпонентов. Тогда автоиндустрия значительно нарастит долю в структуре валового продукта, даст импульс для развития МСБ и взрастит поколение квалифицированных кадров», – говорит Бекнур Несипбаев, CEO «Астана Моторс».
Напомним, дочернее предприятие компании «Астана Моторс» – Hyundai Trans Kazakhstan начало выпускать автомобили в Алматы в 2020 году и освоило сварку и окраску двух моделей. Компания намерена полностью перевести завод на мелкий узел и использовать комплектующие как собственного производства, так и других казахстанских предприятий, которые уже проявляют интерес к сотрудничеству с автопромом.
«У Казахстана есть хороший шанс стать индустриальным. Мы видим этот потенциал, осваиваем мелкоузловое производство автомобилей и локализуем автокомпоненты. Например, с 2024 года на новом заводе в Алматы мы начнем производить сиденья с операциями по литью наполнителей на специальных пресс-формах», – рассказывает Бекнур Несипбаев.
Он также приводит пример эффективности локализации автокомпонентов как для бизнеса, так и для потребителей.
«При поставке на наш действующий завод Hyundai Trans Kazakhstan из Кореи в один контейнер сейчас помещается 30 комплектов автомобильных сидений. Когда мы запустим свой завод по производству сидений, определенные запчасти будем производить в Алматы и только часть из них будем получать из Кореи. В этом случае, для сравнения, в один контейнер можно уместить запчасти на 60 комплектов сидений, то есть в два раза больше. Экономия на логистике в итоге положительно отразится на конечной стоимости автомобиля», – резюмирует CEO «Астана Моторс».
В качестве успешного примера роли автомобильной отрасли в развитии экономик разных стран Бекнур Несипбаев приводит Чешскую Республику с населением 10,7 млн человек и долей автомобилестроения в ВВП страны 10%. В 2022 году Чехия произвела 1,2 млн автомобилей. Словакия с населением 5,5 млн человек произвела 1,1 млн автомобилей в прошлом году. Доля автопрома в ВВП здесь занимает 14%.
Партнерский материал