В июле 2023 года дипломатическим отношениям между Казахстаном и Катаром исполнится 30 лет. В декабре 2022 года во время телефонного разговора с эмиром Катара шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани президент Касым-Жомарт Токаев выразил уверенность, что в результате совместной работы Катар сможет войти в десятку крупнейших инвесторов в Казахстан. По мнению директора Института геополитических исследований Асылбека Избаирова, в сегодняшних геополитических условиях Казахстан становится «выгодным» для катарских инвесторов. А финтех, здравоохранение, туризм, транспортно-логистическая деятельность - интересные точки соприкосновения для двух государств, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Прежде всего, нужно исходить из того, что мы можем с реальной выгодой для инвестора предложить катарской стороне. К сожалению, наши торговые маршруты так и остались недиверсифицированными, и доставить свою продукцию на мировые рынки мы можем главным образом по российской территории, которая является полем применения все более удушающих санкций. Игнорировать этот фактор нельзя. И, в первую очередь, это касается направлений, где прибыль складывается от экспорта сырья - горнорудной отрасли и сельского хозяйства. Здесь все будет сильно зависеть от решений третьих сторон, которые пока слабо поддаются прогнозу и в большинстве своем несут убытки отечественной торговле», - отметил Асылбек Избаиров.
Базовые структуры национальных экономик Катара и Казахстана, рассказывает эксперт, схожи и в основном опираются на сырьевые ресурсы. Однако обе страны ищут возможности для диверсификации доходов. Поэтому в сфере здравоохранения и финансов можно найти интересные точки соприкосновения. «Благодаря передовым финтех-решениям казахстанский рынок достаточно гибкий и интересный для развития новых типов финансовых услуг. Особенно в сфере исламского банкинга, так пока и не вышедшего на лидирующие позиции в Казахстане, чего можно ожидать на фоне быстрого роста его потенциальной клиентуры в нашей стране», - уверен эксперт.
Еще одна сфера - туризм. По словам Асылбека Избаирова, для жителей Ближнего Востока Центральная Азия, особенно в условиях, «когда Украина уже закрылась для путешественников, а Грузия и Турция поднадоели», стала привлекательным направлением.
«Мы можем принимать массового туриста из арабских стран, а не только считаные охотничьи партии. Для этого нам необходимо развитие стандартов «халяль», транспортной инфраструктуры, вести продуманную политику в области сохранения естественных природных ресурсов. В каждом из перечисленных мной пунктов могут быть созданы условия для иностранных инвестиций, и в частности из Катара», - полагает эксперт.
Сфера авиаперевозок Казахстана, по мнению директора Института геополитических исследований, также привлекательна для вложения денег.
«Благодаря тем же санкциям у нас, полагаю, есть еще варианты перехватывать авиатрафик между Западной Европой и Юго-Восточной Азией. Понятное дело, что это потребует крупных инвестиций в инфраструктуру нашего неба. И тут как раз Катар - крупный инвестор и владелец мощной авиакомпании. Полагаю, если эксперты с двух сторон сядут за стол для проработки этого проекта, мы можем получить очень хороший совместный проект, который бы смог реально пополнять нашу казну и поднять авиаперевозки на принципиально новый уровень», - уверен Асылбек Избаиров.
Морская инфраструктура. Катар, как крупнейший владелец флота танкеров по перевозке газа, имеет огромный опыт в развитии этой сферы. Тем более для Казахстана очень актуально диверсифицировать экспорт нефти с использованием Транскаспийского международного транспортного маршрута, расширять пропускную способность морпорта Актау.
«Сегодня страны Халиджа остаются крупнейшими международными инвесторами. И нам, естественно, крайне выгодно привлекать их в многолетние проекты с мультипликативным эффектом. Что касается гуманитарно-культурного сотрудничества, то мы все принадлежим к мусульманской Умме, суннитскому большинству, и в этом плане развитие наших отношений уже давно дает свои плоды. Расширение культурно-духовных контактов под чутким руководством государства может принести финансирование для развития нашей научно-образовательной базы в области науки и религии, дать импульс развитию нашего богословия и духовности. Ну а духовный обмен всегда будет обогащать обе стороны», - подчеркнул он.
Нельзя забывать и о том, рассказывает эксперт, что Казахстан становится привлекательным и для венчурных инвестиций из Катара. «Наши специалисты в области IT, финтеха уже зарекомендовали себя на международном уровне. Думаю, им есть что предложить катарскому бизнесу», - добавил специалист.
Эксперт по международной торговле Диас Кумарбеков выделил еще одно направление - банковский сектор. «Если катарцы увидят, что любой приобретенный банк в Казахстане будет приносить доходы в долгосрочном периоде, то, возможно, в страну хлынут новые арабские инвестиции в энергетические и инфраструктурные проекты, в которых пока больше заинтересован Китай. Однако все может поменяться», - полагает он.
Отметим, что несмотря на долгий срок дипломатических отношений, до последнего времени сотрудничество между странами развивалось не столь активно. По данным посольства Катара в Казахстане, можно отметить приток инвестиций в нашу страну в 30 млн долларов в 2015 году и в 13,1 млн в 2022 году. Но потенциал есть, его видят и правительства двух стран. «Казахстан и Катар в двусторонних отношениях делают акцент на торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. Однако эпидемия коронавируса и геополитическая ситуация не позволили нам использовать в полной мере имеющийся потенциал. В связи с чем в последние годы замедлился наш товарооборот. Поэтому мы ставим цель оживить торговлю между двумя странами», – сказал Касым-Жомарт Токаев на брифинге после переговоров с катарской делегацией осенью 2022 года.