Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) представили очередной выпуск Макроэкономического обзора по 6 государствам — участникам банка. В исследовании отмечается, что высокие уровни мировой инфляции могут оказать влияние на развитие экономик региона операций ЕАБР. Учитывая высокую долю импортируемой инфляции в большинстве стран региона это затруднит проведение политики, направленной на сдерживание роста потребительских цен. Одновременно аналитики ЕАБР полагают, что риски реализации глобальной рецессии сохраняются, что может повлиять на перспективы экономического роста стран региона, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные обзора.
«Риски рецессии экономик США и ЕС, о которых мы говорили раньше, высоки и будут подталкивать правительства стран к смягчению денежно-кредитной политики. Это не позволит вернуться к низким уровням инфляции (1–2%). При формальном сохранении низких целей по инфляции их достижение будет перенесено на отдаленные сроки, а США и странам ЕС, вероятно, придется привыкать жить с более высокими уровнями инфляции (3–5%) и, как следствие, с более высокими процентными ставками», - прокомментировал итоги исследования главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.
Он подчеркивает, что высокие уровни мировой инфляции окажут непосредственное влияние на развитие экономик региона операций ЕАБР. В первую очередь это ухудшит условия для проведения политики, направленной на сдерживание роста потребительских цен, учитывая высокую долю импортируемой инфляции в большинстве стран региона.
«Поэтому, несмотря на определенные успехи в замедлении роста цен, мы допускаем ускорение инфляционных процессов в некоторых странах региона к концу года. Одновременно реализация рисков глобальной рецессии будет снижать спрос со стороны мировой экономики на экспортируемые странами региона товары. Это будет сдерживать рост экономик региона – и в первую очередь экспортеров сырьевых ресурсов. В случае России, в силу введенных внешних ограничений, влияние глобальной рецессии будет проявляться заметно меньше. Динамика ее экономического развития в большей степени будет определяться бюджетными расходами и внутренним спросом. Для Армении и Кыргызстана нужно учитывать постепенное исчерпание эффектов миграционного притока, что может быть особенно заметно во второй половине текущего года», - считает эксперт.
В обзоре указывается, что ВВП Казахстана в январе – феврале 2023 года вырос на 4,3% г/г. Выпуск производственного сектора увеличился на 2,7% г/г, а сферы услуг – на 5% г/г. Тенденция восстановления в секторе услуг продолжилась в феврале 2023 г. Розничная торговля в январе – феврале 2023 г. прибавила 12,9% г/г, тогда как годом ранее активность в секторе сократилась на 7,5% г/г. Дополнительную роль сыграла активизация внутреннего спроса, о которой свидетельствуют рост потребительского кредитования и высокая инвестиционная активность, сопровождаемая ускорением темпов роста импорта машин и оборудования. Ускорение роста выпуска в сельском хозяйстве до 3,9% г/г в январе – феврале 2023 г. с 1,6% г/г годом ранее связано с увеличением производства в животноводстве (на 4,1% г/г). По оценкам аналитиков ЕАБР, ВВП РК в 2023 года может прибавить 4,2%.
Инвестиции в основной капитал в январе – феврале 2023 года увеличились на 19,2% г/г. Расходы на приобретение машин, оборудования и транспортных средств выросли на 31,5% г/г. Высокая инвестиционная активность отмечена в добывающей промышленности, обрабатывающих отраслях, в секторах транспорта и складирования и операций с недвижимым имуществом. Аналитики ЕАБР полагают, что инвестиционная активность продолжит оказывать поддержку экономике в условиях реализации крупных проектов.
Внешнеторговый оборот в январе 2023 года вырос на 15,7%. Этому способствовал ускоренный рост стоимостного объема импорта (48,9% г/г) при неизменности объема поступлений от экспорта (0,4% г/г). Слабость экспорта объясняется падением поставок нефти и газа, а также продукции металлургии из-за сокращения физических объемов и влияния ценового фактора. При этом отмечено активное наращивание экспорта продукции машиностроительной, химической и пищевой промышленности. Росту стоимостного объема импорта способствовал возросший объем ввезенных машин и оборудования, продукции химической и текстильной промышленности, металлов и изделий из них и продовольствия.
Инфляция в Казахстане в марте 2023 года замедлилась до 18,1% г/г с 21,3% г/г месяцем ранее. Как и ожидалось, произошел разворот в динамике годового индекса потребительских цен. Отчасти это связано со статистическими эффектами (в марте предыдущего года был отмечен всплеск инфляции). Замедление роста потребительских цен отмечено как в продовольственном, так и в непродовольственном сегментах. Снижается ценовое давление со стороны глобальных цепей поставок. Вместе с тем внешнеэкономический фон еще оказывает влияние на инфляцию в Казахстане, хотя уже и в меньшей степени. Об этом свидетельствуют повышенные ежемесячные темпы роста потребительских цен, которые по итогам марта составили 0,9% м/м, в то время как среднемесячное значение в 2019-2021 гг. было на уровне 0,6 м/м. Аналитики ЕАБР полагают, что тенденция замедления роста цен продолжится и на конец года инфляция составит 7,8% г/г.
Кредитный портфель банков составил 24,8 трлн тенге по состоянию на конец февраля 2023 года, увеличившись на 0,1% с начала года. Ключевой вклад внесло потребительское и ипотечное кредитование, объемы которого с начала года выросли на 7,0% и 1,6% соответственно. Кредиты бизнесу за этот же период сократились на 1,6%. Снижение отмечено по всем субъектам предпринимательства: малому (минус 1,3%), среднему (минус 2,4%) и крупному (минус 1,6%). Ставки кредитования имели тенденцию к росту, подстраиваясь под изменившуюся в декабре 2022 года базовую ставку.
По данным ЕАБР, Государственный бюджет Казахстана в январе – феврале 2023 года сложился с профицитом в размере 77,2 млрд тенге (293,4 млрд тенге годом ранее). Уменьшению профицита способствовал опережающий рост расходов (23,9% г/г) над доходами (18,6% г/г). Налоговые поступления продолжили составлять основу (25,3% г/г) роста государственных доходов, в то время как объем трансферта из Национального фонда снизился на 10,2% г/г. Увеличение расходов произошло в связи с плановым повышением заработной платы сотрудникам сферы образования и здравоохранения, а также минимальной заработной платы. Аналитики ЕАБР полагают, что сектор государственных финансов в 2023 году будет оказывать поддержку экономике, соответственно, уже в ближайшие месяцы можно ожидать дефицита бюджета. Согласно закону о бюджете, дефицит по итогам 2023 года прогнозируется на уровне 2,7% ВВП (2,4% ВВП по итогам 2022 г.)
Читайте также
За год показатель вырос на 17,7%