USD
446.49₸
EUR
475.38₸
RUB
4.79₸
BRENT
86.72$
+0.140
BTC
64746.40$
-323.200

Серик Курмангалиев: Аккредитация – виза Казахстана на зарубежные рынки

В каком направлении система аккредитации Казахстана должна двигаться дальше, рассказал эксперт

Share
Share
Share
Tweet
Share
Серик Курмангалиев: Аккредитация – виза Казахстана на зарубежные рынки- Kapital.kz

Серик Шолпанкулович Курмангалиев более 16 лет трудился во главе  Национального центра аккредитации и трижды назначался его первым руководителем. Он возглавлял НЦА в 2003-2006, 2007-2009 годах, затем шесть лет был первым заместителем генерального директора и с 2015 по 2016 год - вновь генеральным директором компании. Каждый из этих периодов ознаменован в системе аккредитации Казахстана знаковыми событиями. В настоящее время Национальный центр аккредитации готовится к оценке по подтверждению своего международного статуса, поэтому мы решили побеседовать с заслуженным ветераном сферы. 

- Серик Шолпанкулович, в те периоды, когда вы стояли во главе системы аккредитации, она прошла важные этапы в своем развитии. Расскажите подробнее о своем опыте в НЦА.

- Меня назначили президентом АО «НЦА» в 2003 году. Наши казахстанские сертификаты соответствия тогда не признавались за рубежом, а значит, и отечественная продукция не могла уходить на экспорт. Вместе с тем экономика Казахстана уже пережила кризис 1990-х годов, ситуация в ней понемногу начала стабилизироваться, началось производство разных видов продукции. В этих условиях ограничиваться внутренним рынком сбыта было крайне недальновидно, а выйти на внешние рынки без хорошей системы аккредитации было невозможно.

Тогда передо мной были поставлены задачи внедрить в масштабах страны систему менеджмента качества:  упорядочить работу органа по аккредитации, вступить в международные организации по аккредитации, чтобы оценка со стороны НЦА органов по сертификации велась по международным стандартам, с присвоением субъектам знаков ILAC и IAF,  а сертификаты, которые они в свою очередь выдавали, признавались в других государствах, и товары, удостоверенные ими, пользовались доверием за рубежом. Для достижения этих задач на первом этапе мы перешли на международные стандарты по аккредитации, изучили опыт зарубежных стран, в частности, опыт Словацкой службы аккредитации и органа по аккредитации Великобритании.

Серьезной проблемой было отсутствие в Казахстане закона «Об аккредитации в области  по оценке соответствия». Поэтому в первую очередь мы приступили к разработке проекта такого закона, и к 2006 году весь пакет документов для его принятия был подготовлен.

С 2006 по 2007 год я на год вернулся на госслужбу в качестве заместителя председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и торговли Казахстана, и одной из моих главных задач была подготовка и принятие Закона «Об аккредитации в области оценки соответствия».

И еще одна задача состояла в том, чтобы учредить в Казахстане премию за качество товаров и услуг.

В  результате проделанной большой работы в 2008 году был принят основной нормативный документ в нашем направлении деятельности – Закон РК  «Об аккредитации в области оценки соответствия», и учреждена премия «Алтын Сапа» - награда  Президента Республики Казахстан за качество, которая присуждается ежегодно на конкурсной основе тем предприятиям и организациям нашей страны, которые, внедрив систему менеджмента качества,  добились действительно выдающихся результатов.

После принятия Закона Национальный центр аккредитации, до этого существовавший как консультативный центр при КТРМ, получил статус органа по аккредитации, стал принимать самостоятельные решения и выдавать аттестаты аккредитации.

- Как вы оцениваете состояние казахстанской системы аккредитации сегодня?

- Сегодня аккредитация в Казахстане имеет ряд преимуществ.

 Для государства и общества аккредитация является эффективным инструментом поддержки работы регулирующих государственных органов за счет передачи функций по оценке  компетентности НЦА. Аккредитация обеспечивает конкурентоспособность отечественной продукции, создает условия для выхода ее на внешние рынки, способствует устранению технических барьеров в торговле.

Для потребителей аккредитация служит инструментом защиты их интересов и обеспечивает гарантию соответствующего качества продукции, процессов, услуг и точности измерений.

Для бизнеса аккредитация является важным инструментом для принятия решений и управления рисками. Организации могут сэкономить время и финансы, выбрав аккредитованного и, соответственно, компетентного поставщика услуг. Точные измерения и испытания, выполненные субъектами аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов, снижают возможность брака продукции. Посредством системы  международных соглашений аккредитация уменьшает затраты бизнеса при экспорте своей продукции за рубеж за счет снижения или устранения необходимости проведения повторных испытаний в другой стране.

- В каком направлении, по вашему мнению, система аккредитации Казахстана должна двигаться дальше?

- На достигнутом останавливаться нельзя. Мир идет вперед, и совершенствованием системы нужно заниматься постоянно. Работа по самообразованию и изучение новых стандартов не должны прекращаться со стороны специалистов НЦА. На мой взгляд, настало время, когда НЦА может выйти из лона государства. Я всегда был сторонником сужения доли бюджетного финансирования НЦА. При оценке НЦА международными экспертами нам нужно будет доказать, во-первых, независимость и объективность органа по аккредитации, во-вторых, продемонстрировать его рентабельность, в-третьих, показать свою компетентность, а также  компетентность органов по сертификации и лабораторий.

– Имея за плечами такой опыт и достижения, связаны ли вы сегодня с системой  аккредитации?

- В этом году я включен в комитет по аккредитации РК и для того, чтобы НЦА смог получить положительную оценку при подтверждении своего международного статуса, рекомендую коллективу НЦА провести дополнительное обучение и тренинги по стандарту ГОСТ ISO/IEC 17011 2018 года. Необходимо внести дополнительные изменения в процедурные документы системы менеджмента качества и другие нормативные правовые акты, автоматизировать процессы аккредитации, проработать и утвердить схемы аккредитации для органов по оценке соответствия. Следует провести внутренний аудит системы менеджмента, анализ со стороны руководства, подготовить план улучшения системы, разработать пилотную программу с использованием гибких областей. После подготовки пилотной программы нужно процессы и процедуры, связанные с гибкими областями, процедуры использования электронных устройств для наблюдения за оценщиками, альтернативные методы оценки компетентности оценщика, альтернативные методы проведения свидетельской оценки и т.д.

Все эти и другие рекомендации имеются в книге «Опыт НЦА при вступлении в международные организации по аккредитации», которую я написал и передал НЦА. Она будет полезна при подготовке к предстоящей оценке органа по аккредитации.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.