По предварительным данным международной компании по исследованию рынков Euromonitor International, объемы электронной торговли в Казахстане по итогам прошлого года выросли на 20,2%, до 1,3 трлн тенге (без учета торговли услугами через интернет). Это на 220,1 млрд тенге больше, чем годом ранее, представили данные в finprom.kz.
При рассмотрении крупных товарных групп заметно, что ни одна из категорий не показала минусовой динамики. Казахстанцы покупают в интернете всё больше и больше. Весомую долю в общей сумме онлайн-продаж (32,4%) в прошлом году занял фешен-сегмент. На покупку в интернете одежды, обуви и различных аксессуаров за прошлый год казахстанцы потратили 423,9 млрд тенге (плюс 17%). На втором месте по объемам закупок — бытовая техника и электроника, удельный вес этой категории составил 27,1%. Высокотехнологичных товаров продано на 355 млрд тенге, с ростом на 11,6%.
Хорошую динамику онлайн-продаж продемонстрировал и сегмент продовольствия. Объём электронного фудмаркета вырос почти на треть: с 35,4 млрд до 45,5 млрд тенге. Напитки и сигареты также стали покупать через интернет в значительно в больших объемах: 69,9 млрд тенге, плюс 23,3% за год.
Общий объем электронной торговли в 1,3 трлн тенге от Euromonitor International нельзя назвать окончательным — организация в своей статистике не берёт во внимание стоимостный объём услуг, оказанных через интернет.
Что касается данных Бюро национальной статистики АСПиР РК, здесь уточненные показатели за 2022 год будут сформированы только в мае. С учетом динамики продаж можно предположить, что итоговая сумма за период превысит 1,5 трлн тенге, ведь в 2021 году суммированный объем электронной торговли по всем сегментам, по данным БНС, уже был к этому близок: 1,43 трлн тенге.
Впрочем, даже по оперативным данным понятно, что динамика онлайн-продаж в 2022 году была приблизительно такой же, как и в 2021-м: 20,2% (Euromonitor) и 18,1% (БНС) соответственно. На фоне взрывного роста 2020 года, когда объемы электронной торговли взлетели сразу практически вдвое (на 97,5%), эти показатели могут показаться относительно невысокими.
Однако на самом деле такого поступательного роста достаточно для активной консолидации этого рынка. Еще пять лет назад доля онлайн-торговли составляла всего 2,9% от общих продаж, а в 2021 году она была уже в пределах 9,9%. По прогнозным данным Министерства торговли и интеграции РК (МТИ), в прошлом году удельный вес электронных продаж в рознице достиг 12%. Специалисты ведомства предполагают, что через три года электронная торговля в сегменте «откусит» уже 15% от общего пирога (заметим, речь идет только про ретейл).
По оценкам экспертов консалтинговой компании PwC, 83% розничной электронной торговли в Казахстане занимают маркетплейсы (данные за первое полугодие 2022 года).
В мировом масштабе, по оценкам экспертов Euromonitor International, электронная торговля в 2023 году достигнет 10 трлн долларов. Сегмент на глобальном рынке будет развиваться и трансформироваться. Появятся новые тренды, потребительское поведение на онлайн-площадках будет зависеть от экономического роста.
Чтобы понять, какие тренды будут актуальны для цифровой торговли в этом году, специалисты Euromonitor International провели исследование. По его итогам выделено пять основных линий развития. Одна из самых важных тенденций: онлайн-шопинг будет рассматриваться покупателем как возможность приобрести товары дешевле. В условиях роста потребительских затрат люди будут искать пути для сокращения расходов. Покупатели будут согласны делиться своими персональными данными ради вступления в программы лояльности. Также будут набирать популярность различные приложения и программы, позволяющие человеку виртуально примерить на себя одежду или аксессуары.