В Applied Economics Research Centre (AERC) считают, что пик годовой инфляции в Казахстане в 2023 году придется на февраль, показатель составит 21,06% годовых, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на исследование.
Эксперты напомнили, что инфляция в Казахстане в январе 2023 года составила 20,7% по сравнению с январем 2022 года. За месяц инфляция выросла на 1,1%. Наибольший вклад в рост общего уровня цен в стране внесли продовольственные товары, которые подорожали на 25,7% (г/г). Так, в декабре 2022 года инфляция составила 20,3% по сравнению с декабрем 2021 года, при этом в месячном выражении инфляция сложилась на уровне 1,2%.
Внешние факторы инфляции в Казахстане на 2023 год
С началом 2023 года тенденции большинства внешних факторов носят противоречивый характер для казахстанской инфляции. Данные факторы необходимо разделять на дезинфляционные и проинфляционные.
Среди дезинфляционных факторов, уточняют специалисты AERC, необходимо отметить следующие:
1) Замедляется инфляция во всем мире. Согласно World Economic Outlook МВФ, обновленному в январе 2023 года, большинство развитых и развивающихся стран мира преодолели пик инфляции еще до ноября 2022 года.
2) В мире продолжается снижение продовольственной инфляции. Индекс продовольственных цен ФАО в январе 2023 года составил 131,2 пункта – это на 0,8% ниже, чем в декабре 2022 года. Таким образом, снижение индекса наблюдается уже 10-й месяц подряд.
3) Замедлилась годовая инфляция в России – основном торговом партнере Казахстана. Согласно данным Росстата, инфляция в январе 2023 года составила 11,5% по сравнению с январем 2022 года. Ввиду высокой доли импорта товаров из России в Казахстан российская инфляция оказывает влияние на инфляцию в РК. Однако на фоне введения санкций западными странами против России для минимизации рисков вторичных санкций Казахстан проводит «осторожную» торговлю с российской экономикой. Это сказалось на снижении доли России в общем объеме импорта Казахстана: если за 11 месяцев 2021 года доля российского импорта в общем объеме импорта РК составляла 42,5%, то за 11 месяцев 2022 года она сократилась до 35,5%. Снижение доли импортируемых из России товаров в Казахстан приводит к сокращению масштабов подверженности казахстанской инфляции шокам со стороны российской инфляции.
4) Замедляется стоимость морского фрахта. В частности, ставки фрахта на контейнерные перевозки по долгосрочным контрактам в январе 2023 года снизились на 13,3% по сравнению с декабрем. Падение ставок на морской фрахт наблюдается пятый месяц подряд. Наибольшее падение в январе этого года было зафиксировано в субиндексе экспорта на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – за месяц стоимость упала на 18,1%. Индекс Baltic Dry, отражающий стоимость перевозки сухих грузов морем по 20 направлениям, в январе 2023 года достиг минимума с марта 2020 года, и с начала февраля он продолжает снижение. Это, в свою очередь, приводит к падению издержек производителей на логистику и, как следствие, способствует замедлению инфляции в мире.
Эксперты подчеркивают, что вместе с указанными внешними дезинфляционными факторами существуют некоторые риски реализации проинфляционного сценария в 2023 году:
1) Цены на нефть остаются фактором высокой неопределенности. Рост цен на энергоресурсы может развернуть дезинфляционную тенденцию во многих странах. Ввиду последних событий, в частности землетрясения в Турции, мировые цены на нефть остаются повышенными. Добавляет волатильности на нефтяной рынок решение Правительства России с марта 2023 года «добровольно» сократить добычу нефти в стране на 500 тыс. баррелей в сутки.
2) Есть риски разворота продовольственной инфляции в мире из-за локальных проблем на отдельных рынках продовольствия. В частности, в конце января фьючерсы на сахар достигли шестилетнего максимума. Причиной резкого удорожания сахара является плохой урожай в Индии. Из-за плохой погоды индийская ассоциация сахарных заводов (Indian Sugar Mills Association) пересмотрела свою оценку производства сахара на 2022–2023 гг. в сторону понижения на 6,84% по сравнению с предыдущей оценкой, опубликованной в октябре. В настоящее время он оценил производство сахара в стране на уровне 340 тыс. тонн после рассмотрения вопроса о перенаправлении 45 тыс. тонн сахара на производство этанола. Одновременно дают знать о себе последствия урагана во Флориде, прошедшего в сентябре 2022 года. Из-за данного урагана Министерство сельского хозяйства США сократило прогнозы по урожаю апельсинов в этом сезоне на 56%, до 16 млн ящиков. Вдобавок, многие фермеры в США борются с последствиями «зеленой» болезни, поразившей апельсины. Как итог, с конца января фьючерсы на апельсины росли 12 торговых сессий подряд, поднявшись за это время на 30%, до рекордных с начала 1947 года значений в 2,63 доллара за фунт.
3) Инфляция в России после сильного замедления во второй половине 2022 года с начала текущего года показывает признаки ускорения. Согласно заявлению председателя Банка России, еженедельные данные по инфляции в январе 2023 года показали самые высокие темпы роста общего уровня цен с апреля 2022 года.
Внутренние факторы инфляции в Казахстане
«Среди внутренних факторов повышательное влияние на казахстанскую инфляцию оказывает динамика денежной массы в стране. На протяжении всего 2022 года, вопреки повышению базовой процентной ставки, широкая денежная масса в Казахстане не имела устойчивой тенденции к снижению. За январь-декабрь 2022 года темп прироста широкой денежной массы составил 13,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года», - указывается в прогнозе.
Поясняется, что в IV квартале 2022 года номинальная заработная плата в Казахстане показала рост на 22,9% в годовом выражении и на 13% по сравнению с III кварталом. Высокие темпы прироста номинальной заработной платы в конце 2022 года произошли ввиду сезонных премиальных и праздничных выплат. Данный сезонный прирост номинальной заработной платы является фактором увеличения потребительского спроса и, как следствие, роста общего уровня цен с незначительным лагом.
Дезинфляционным фактором в среднесрочной перспективе является укрепление курса национальной валюты к доллару, наблюдаемое с начала текущего года. Курс национальной валюты имеет тенденцию оказывать влияние на инфляцию в Казахстане сообразно эффекту переноса обменного курса на инфляцию, характерного для многих сырьевых экономик. Укрепление тенге к американской валюте в январе на 0,5% по сравнению с декабрем связано со снижением стоимости самого доллара ввиду того, что мировые рынки ожидают завершения цикла ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) ФРС США уже в I квартале 2023 года. Продолжающееся укрепление национальной валюты в феврале в моменте до уровня 450 тенге за доллар объясняется резким ростом цен на нефть в мире вследствие землетрясения в Турции, а также налоговым периодом, в рамках которого традиционно увеличиваются объемы продаж иностранной валюты.
Также поддержку тенге оказывает сохраняющееся обязательство продажи валютной выручки экспортерами. Несмотря на то, что доля обязательной к продаже валютной выручки была снижена с 75% до 50%, это по-прежнему является фактором укрепления национальной валюты.
«Принимая во внимание описанные выше факторы, AERC ожидает, что пик годовой инфляции в Казахстане придется на февраль 2023 года – 21,06% годовых. При этом месячная инфляция продолжит замедление. В марте 2023 года годовая инфляция замедлится до 17,84% при месячной в 0,95%. Основной причиной быстрого замедления инфляции в Казахстане в марте-апреле текущего года станет «высокая база» прошлого года - в марте 2022 года месячная инфляция подскочила сразу на 3,7%, а в апреле – на 2%. Также на замедление инфляции подействуют наблюдаемое в январе текущего года укрепление национальной валюты к доллару и тенденция снижения продовольственных цен в мире», - считают в AERC.
В новой модели краткосрочного прогнозирования использовались более высокочастотные (ежемесячные) данные.