Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил обзор консолидированного бюджета РК за 2022 год.
Ключевые тенденции периода:
- Наблюдаемые в 2022 году повышение цены на нефть (+39%), стабильный экономический рост (+3,1%) и ослабление нацвалюты (+8%) способствовали существенному увеличению налоговых поступлений;
- За 2022 год было собрано 21,2 трлн тенге налогов, что на 59% или 7,9 трлн тенге выше в сравнении с прошлым годом (план перевыполнен на 17% против 11% годом ранее);
- Около половины, 48%, указанного прироста приходится на отчисления в Нацфонд. В частности, по КПН (+1,3 трлн тенге), НДПИ (+1,2 трлн тенге) и доле РК по разделу продукции (+0,7 трлн тенге);
- Между тем объем средств Нацфонда за 2022 год практически не изменился (+2%) из-за инвестиционных убытков от управления фондом (-1,4 трлн) в результате значительного падения фондовых рынков и высокого изъятия трансфертов свыше 4 трлн тенге третий год подряд (4,6 трлн тенге);
- Расходы КБ выросли на 14% или 2,7 трлн тенге – до 22,6 трлн тенге, превышая доходную часть на 8% или 1,7 трлн тенге;
- Основная часть указанного прироста (80% или 2,2 трлн тенге) приходится на три статьи: обслуживание и погашение долга (+853 млрд тенге), образование (+841 млрд тенге), соцпомощь и обеспечение (+467 млрд тенге);
- При этом расходы на здравоохранение сократились на 81% или 1,8 трлн тенге по сравнению с 2021 годом на фоне стабилизации эпидемиологической ситуации в стране;
- Для финансирования дефицита бюджета были привлечены займы на 4,2 трлн тенге при годовом плане привлечений 4,5 трлн тенге (исполнен на 93%);
- В 2023 году ожидается поступление в КБ 27,7 трлн тенге (+32% от уровня 2022 года) при расходах в 26,9 трлн тенге (+19%). Однако сохраняющиеся риски глобальной рецессии, геополитическая неопределенность, а также практика периодического пересмотра госрасходов в сторону увеличения могут способствовать углублению дефицита КБ.
Резюме
В 2022 году дефицит консолидированного бюджета составил 1,3 трлн тенге, сократившись в 2,7 раза по сравнению с прошлым годом, на фоне существенного прироста объема налоговых поступлений, опережающих темп роста расходов. Также поддержку государственным финансам продолжили оказывать трансферты из Нацфонда, составившие в 2022 году 4,6 трлн тенге (4,5 трлн тенге в 2021 году).
Росту налоговых поступлений, помимо нефтяных доходов, способствовал рост КПН на фоне дополнительных налоговых обязательств, выплачиваемых крупными горно-металлургическими компаниями, а также НДС в результате роста оборотов по реализации товаров, работ и услуг.
При этом рост затрат бюджета произошел в том числе из-за увеличения расходов на обслуживание и погашение долга (+32% по сравнению с 2021 годом), которое, в свою очередь, было связано с увеличением долга и ростом процентных ставок внутри страны. Доходность размещаемых Минфином РФ ГЦБ росла вслед за повышением базовой ставки: до 15,7–16,58% с 10,16–10,87% годом ранее. В то же время выплаты по внешнему госдолгу (37% от совокупного госдолга) выросли за счет ослабления в течение года курса нацвалюты.
В текущем году ожидается профицит КБ в размере 0,9 трлн тенге при несколько оптимистичных параметрах базового сценария: средняя цена на нефть —85 долларов/bbls, курс USD/KZT — 470 тенге/доллар, рост экономики — 4%, инфляция — 7,5–9,5%, трансферт из Нацфонда – 3,2 трлн тенге.
Отметим, что согласно январскому опросу АФК, эксперты финрынка ожидают по итогам 2023 года экономический рост не выше 3,7%, инфляцию на уровне 13,5%, курс нацвалюты – 491,8 тенге/доллар.
Между тем поддержку доходной части бюджета будут оказывать законодательные поправки, вступающие в силу с 1 января 2023 года, согласно которым предусматривается увеличение ставки НДПИ по биржевым металлам и остальным твердым полезным ископаемым на 50% и 30%, соответственно. Также ожидается, что рост расходной части будет ограничиваться начинающим действие с 1 января бюджетным правилом.
Сохраняющаяся зависимость состояния государственных финансов Казахстана от цен на сырьевые товары способствует существенной уязвимости от внешних шоков. Соответственно, в текущем году бюджетные параметры, вероятно, будут неоднократно пересмотрены, в том числе вслед за изменением ситуации в экономиках США и Китая, а также геополитической обстановки в регионе.
Читайте также
В списке аутсайдеров – Улытауская и Западно-Казахстанская области