Производство ювелирных и аналогичных изделий за январь–октябрь 2022 года составило 1,15 млрд тенге против 1,1 млрд тенге в аналогичном периоде прошлого года (плюс 4,1% в деньгах). При этом в реальном выражении выпуск в секторе сократился на 3,2%. Такие данные приводит energyprom.kz.
Для справки: годом ранее производство в секторе показывало рост в стоимостном выражении сразу на 73,1% (и на 65,4% — в реальном выражении).
Цены на ювелирные изделия в текущем году заметно выросли. Так, золотые обручальные кольца по итогам ноября 2022-го подорожали сразу на 37,6% по сравнению с ноябрем 2021 года. Для справки: годом ранее рост цен в секторе составлял 5%.
Наибольшее удорожание было отмечено в Северо-Казахстанской области: здесь золотые кольца выросли в цене сразу на 71,6% за год. Далее идут Жетысуская и Алматинская области: на 68,3% и 66,6% соответственно. Заметный рост был также зафиксирован в Астане (на 51,5%), Восточно-Казахстанской области (на 49,9%), Алматы (на 48,5%) и Акмолинской области (на 44,9%).
Наименьший рост цен наблюдался в Атырауской (на 3,7% за год), Западно-Казахстанской (на 10,7%) и Кызылординской (на 11%) областях.
С начала года золотые обручальные кольца подорожали на 37,2% (против 4,5% за аналогичный период годом ранее).
Непосредственно за ноябрь цены в секторе не изменились, при этом только за один месяц — март — скачок цен составил сразу 27,8%.
Заметим: за январь–сентябрь 2022 года в РК было зарегистрировано 98,3 тыс. браков, что является самым низким показателем за все последние годы, если не учитывать «коронакризисный» 2020 год. По сравнению с аналогичным периодом 2021-го казахстанцы заключили на 6,7% меньше браков, при этом в городской местности количество браков сократилось на 10,7%, до 66,4 тыс., а в сельской, наоборот, выросло на 2,9%, до 31,8 тыс.
Едва ли, конечно, резкое удорожание золотых обручальных колец может повлиять на решение зарегистрировать брак, но стоит отметить, что и «конфетно-букетный» период ухаживаний теперь потребует значительно больших затрат. По итогам ноября текущего года, к примеру, розы (70 см) подорожали на 18% за год, обед в ресторане — на 19%, вино — на 15,3%, а шоколад — на 23,4%.