USD
450.47₸
-0.330
EUR
488.81₸
+2.040
RUB
4.84₸
-0.040
BRENT
82.40$
-0.030
BTC
51196.90$
-256.200

Собственные торговые марки – новый тренд потребительского рынка

По данным NielsenIQ Kazakhstan, доля отечественных торговых марок невысока, но растет двузначными-трехзначными темпами

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Текущую ситуацию и тенденции в сфере потребительского рынка, экономики и медиапотребления Казахстана обсудили участники Регионального рекламного форума RAF-2022 в Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Менеджер по работе с ретейлерами NielsenIQ Kazakhstan Альбина Амангельдиева рассказывает, что в 2022 году казахстанский покупатель еще более встревожен, чем во время пандемии, из-за эскалации конфликтов в мире и январских событий. При этом, по словам спикера, покупатели чувствуют себя финансово лучше, чем во времена COVID-19, возможно, потому что стали более осознанно следить за своими расходами.

«В июле 2022 года инфляция официально составила 15%. Согласно нашим данным, по основным группам товаров инфляция в целом равнялась 20-30%. При этом нашумевший сахар реально вырос на 80%, и это было связано не только с дефицитом», – делится Альбина Амангельдиева.

Инфляция очень быстро отразилась на покупателях, добавляет спикер. Более 60% из них отмечают, что следят за ценами, а 95% – в курсе, что цены на продукты растут. Вдобавок Альбина Амангельдиева привела данные, что здоровье все меньше волнует людей, а кредиты и займы беспокоят все больше по сравнению с прошлым годом.

«Если во время предыдущих кризисов покупатель отказывался от излишеств и переходил на более дешевые товары, то сейчас потребитель обратился к стратегии сравнивания цен (49% в 2022 году против 38% в 2016-м), специально ищет акционные предложения, также в целом падает лояльность к брендам. За время пандемии покупатель очень сильно соскучился по экспериментам», – замечает спикер.

По словам Альбины Амангельдиевой, половина казахстанцев сообщают, что не имеют никаких сбережений в принципе, даже минимальных.

Альбина Амангельдиева, менеджер по работе с ретейлерами NielsenIQ Kazakhstan - Kapital.kz

Альбина Амангельдиева, менеджер по работе с ретейлерами NielsenIQ Kazakhstan

Спикер также обращает внимание на то, что Казахстан вступил в новую эру онлайн-покупок, так как темпы роста стабилизировались и пришли к темпу роста офлайн-покупок (около 25%). Онлайн-покупки были импульсивными, а стали регулярными, поясняет Альбина Амангельдиева. Раньше драйверами онлайн-сектора были непродовольственные группы товаров, а теперь покупатели переключаются на онлайн-покупки из-за категории свежих продуктов: фруктов, овощей и молочных изделий.

«Собственные торговые марки – это новый тренд на рынке. Они растут в 2 раза быстрее, чем известные бренды. Их доля от общих продаж невысока, около 2%, но они растут двузначными-трехзначными темпами в связи с тем, что в Казахстане не было большого предложения. Все ретейлеры сейчас их активно развивают. Это соотношение цены и качества для покупателей, и это что-то новое», – резюмирует спикер.

Александр Емельянов, iTRAM-директор TNS Central Asia (Kantar), отмечает, что потребление интернета в Казахстане в 2022 году выросло по сравнению с прошлым годом в среднем со 178 до 200 минут в день. Потребление телевидения и радио в 2022 году практически не изменилось с прошлого года и составило в среднем 109 и 26 минут в день, соответственно.

В использовании медиаканалов особых изменений не произошло: телевидение – 56%, интернет – 81%, радио – 20% и пресса офлайн – 4%. Онлайн и офлайн видеоформат остается лидером по потреблению и составляет 71% в 2022 году (аудио – 30% и принт – 7%). 

Александр Емельянов, iTRAM-директор TNS Central Asia (Kantar) - Kapital.kz

Александр Емельянов, iTRAM-директор TNS Central Asia (Kantar)

По словам спикера, реклама в основном привлекает внимание респондентов по телевидению (41%), будучи наружной (40%) и в интернете (36%). Пользователи больше всего доверяют рекламе по телевидению (18%) и в интернете (16%) и меньше – наружной рекламе (12%), радио и прессе (по 4% соответственно).

Эксперт по финансово-экономическим вопросам Айдархан Кусаинов уверен, что сегодня экономика Казахстана крайне нестабильна. «Мы имеем несбалансированный валютный рынок, который за уши удерживается государством. У нас есть инфляционная спираль, которая, по-видимому, не закончится. И потенциала роста экономики у нас сегодня нет, потому что внешний фон плохой, а цены на нефть упадут. А самое главное – раскачать потребление сейчас очень трудно: трехлетний цикл повышения зарплаты бюджетникам закончился. С одной стороны, ее невозможно постоянно увеличивать, а с другой – когда вы повышаете зарплату, вы раскачиваете инфляцию. На самом деле об этом инструменте уже можно забыть, а других - нет», – считает спикер.

Айдархан Кусаинов, эксперт по финансово-экономическим вопросам  - Kapital.kz

Айдархан Кусаинов, эксперт по финансово-экономическим вопросам 

Эксперт утверждает, что во всех сценариях ожидается стагнация или рецессия, падение потребительской активности, а также рывок инфляции до уровней свыше 20%. Однако спикер подчеркивает, что эта ситуация продолжается давно и уже привычна. Айдархан Кусаинов также полагает, что «январь» сделал хорошую прививку от массовых волнений в народе.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.