Рынок розничной электронной коммерции в Казахстане продолжает расти. Основным драйвером роста рынка в 2020 году стала пандемия COVID-19, сформировав у потребителя привычку онлайн-покупок. Однако ожидается, что в последующие годы рынок электронной коммерции будет придерживаться более низкой динамики роста, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные исследования «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан» за первое полугодие 2022 года, которое провели PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК).
Сравнивая первое полугодие 2022 года с аналогичным периодом 2021 года, эксперты отметили, что темпы роста рынка замедлились как по количеству транзакций, так и по объему продаж, а средний чек в тенге снизился на 1%, средний чек в долларовом эквиваленте упал на 6%.
«Ожидалось, что активное развитие и рост продолжатся, но в начале 2022 года в Казахстане произошли январские события, во время которых были перебои с интернетом и массовые беспорядки. После восстановления от локальных потрясений, в феврале 2022 года, случился военный конфликт между Россией и Украиной, спровоцировавший мировой гуманитарный кризис. Также в конце 2020 года начался энергетический кризис, который усугубился в 2022 году из-за вышеупомянутых событий, что спровоцировало глобальную инфляцию и рецессию во многих странах», - отметила Наталья Лим, партнер PwC в Казахстане, руководитель проекта.
Анализ данных указывает на продолжение роста рынка, однако его темпы заметно уменьшились в первом полугодии 2022 года, как в первом так и во втором квартале. Если в 2021 году по сравнению с 2020 годом мы наблюдаем значительный рост как в объемах продаж (более чем в 2 раза), так и в количестве транзакций (почти в 1,7 раза), то первое полугодие 2022 года характеризуется меньшим ростом данных показателей на 18% и 19% соответственно.
«Исторически рост объемов продаж значительно превышал рост количества транзакций, так как потребители покупали больше товаров онлайн. Данная тенденция также подтверждалась ростом среднего чека. Однако в 2022 году мы наблюдаем противоположную динамику: рост количества транзакций превысил рост объема продаж. Как результат, сумма среднего чека в тенге снизилась на 1%, а при мобильных покупках - на 2%», - отметили аналитики.
Результаты анализа также показали, что онлайн-шопинг с помощью мобильных телефонов не теряет популярности. За первые 6 месяцев 2022 года 93% всех покупок было совершено с помощью мобильных телефонов.
Объем продаж на рынке розничной электронной коммерции в первой половине 2022 года вырос на 18% и составил 501 млрд тенге, что на 75 млрд тенге больше, чем в первом полугодии 2021 года.
В 2022 году наблюдается уже устоявшаяся тенденция снижения общего объема продаж за первый квартал, когда потребительская активность снижается после праздничных периодов. Однако можно заметить, что в 1К2022 спад объема продаж в 35% относительно предыдущего квартала был намного значительнее, чем в 1К2021 года, когда объемы продаж снизились всего на 9% по сравнению с 4К2020.
«Существенный спад онлайн-продаж произошел в январе 2022 года, когда Казахстан охватили массовые беспорядки. Также негативное влияние на рынок оказало падение курса тенге в марте, когда средневзвешенный курс доллара к тенге, по данным Национального банка, составил почти 500 тенге. Для сравнения: в феврале 2022 года средневзвешенный курс доллара к тенге составлял 435», - отметили специалисты.
При анализе годовых изменений в каждом квартале можно заметить, что квартальный прирост в 1К2022 гораздо меньше, чем в 1К2021 (13% и 130% соответственно). К апрелю 2022 года наблюдалась нормализация спроса, однако объем рынка во 2К2022 в целом показал незначительный годовой рост в 22%. В аналогичные периоды 2021 и 2020 годов объем продаж увеличивался почти в два раза. На данную тенденцию сильное влияние оказала инфляция, значение которой достигло 10,5% с начала года на конец июня 2022 года. При этом увеличение средней заработной платы в этом же периоде составило 9,3% (по данным БНС).
«Учитывая изменения показателей инфляции и заработной платы, можно предположить, что данное увеличение в объемах продаж происходило в основном за счет роста цен, а не за счет того, что потребители стали покупать больше товаров. Возможно, потребители пересмотрели свои расходы в сторону товаров первой необходимости, таких как продукты питания, медикаменты и прочее. Несмотря на общее замедление темпа роста объема продаж за период 6М2022, казахстанский рынок розничной электронной коммерции остается привлекательным и способствует появлению новых игроков на рынке, причем как локальных, так и зарубежных», - считают эксперты.
В целом в первом полугодии 2022 года наблюдалось увеличение количества транзакций, достигшее 19,3 млн единиц, что на 19% выше, чем в первом полугодии 2021 года. Сравнивая динамику изменения количества транзакций и объема продаж за период 6М2022, можно заметить значительную разницу в трендах данных показателей. В 1К2022 продажи упали на 35%, тогда как транзакции упали всего на 19%, а во 2К2022 продажи увеличились на 29%, в то время как количество транзакций увеличилось всего на 6%, что говорит о снижении среднего чека в первом квартале и последующем увеличении средней суммы транзакции во втором квартале 2022 года. Снижение основных показателей рынка, в том числе количества транзакций, в первых кварталах года соответствует нормальным тенденциям рынка.
«Можно отметить то, что квартальный спад количества транзакций в 1К2022 намного значительнее, чем в 1К2021 (- 19% и -1% соответственно). Такие тенденции рынка можно объяснить тем, что в силу январских событий в Казахстане, которые создали шоковое состояние, потребители перешли на офлайн-покупки товаров первой необходимости за наличные. Другим важным фактором низкого квартального прироста в количестве онлайн-покупок является сильный скачок курса доллара к тенге в марте 2022 года, а также сокращение объемов импорта продовольственной продукции в Казахстан, что сильно отразилось на повышении цен и покупательской способности населения», - указывается в исследовании.
Анализируя годовые изменения в каждом квартале, можно заметить, что рост количества транзакций значительно замедлился и составил 11% и 27% в 1К и 2К2022 года соответственно. Если не брать в учет данные за январь 2022 года, то анализ показывает, что транзакции за февраль-июнь 2022 года увеличились на 25% относительно такого же периода 2021 года, тогда как в аналогичном периоде 2021 года количество транзакций увеличилось на 64%.
«Можно предположить, что темпы роста рынка, в особенности по количеству онлайн-покупок, замедляются независимо от геополитических факторов», - считают эксперты.
Анализируя первое полугодие 2022 года, наблюдается незначительное снижение суммы среднего чека на 1%. Сумма продаж на протяжении первого полугодия 2022 года росла более медленными темпами, чем количество транзакций. Таким образом, за период 6М2022 годовой рост транзакций достиг и превысил рост объема продаж, что противоречит предыдущим тенденциям. Люди стали чаще делать онлайн-покупки на меньшую сумму, что может быть обосновано, помимо прочего, рядом факторов: снижением покупательской способности в силу роста инфляции, приобретением более дешевых аналогов товаров, уменьшением минимальной суммы корзины для бесплатной доставки, расширением ассортимента товаров и так далее.
В 1К2022 наблюдается исторически наибольшее квартальное падение в 20% среднего чека в тенге за весь анализируемый период с января 2019 года на фоне геополитических событий. Волатильность валютных курсов и ограничения онлайн-продаж в январе заметно снизили покупательную способность, тем самым потребители отдали предпочтение товарам первой необходимости. В целом годовое снижение суммы среднего чека достигло 5% во 2К2022. Во 2К2022 наблюдался квартальный скачок роста суммы среднего чека на 22% за счет резкого увеличения объема продаж на 29% и относительно низкого роста количества транзакций в 6%. Вероятно, что сумма на одну онлайн-покупку возросла за счет роста инфляции и цен.
«Наблюдая за годовыми изменениями в каждом квартале первого
полугодия 2022 года и сравнивая с аналогичными периодами 2019-2021 годов, можно
предположить, что люди в целом стали покупать меньше товаров либо покупать более
дешевые товары на фоне увеличения цен и роста неуверенности в финансовой
стабильности. Годовые темпы роста среднего чека в тенге сильно замедлились, к
примеру, в 1К2022 рост составил всего 2% относительно 1К2021. Во 2К2022 средняя
сумма чека в тенге снизилась на 5% в сравнении со 2К2021. Несмотря на низкий
годовой рост среднего чека в тенге в 1К2022, сумма чека в долларах снизилась на 6% в аналогичном периоде, что подтверждает сильное влияние резкого
скачка курса доллара к тенге в марте», - делают вывод специалисты.