USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96900.40$
-179.100

Объем рынка e-commerce в I полугодии составил 501 млрд тенге

С мобильных телефонов было совершено 93% всех покупок

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Рынок розничной электронной коммерции в Казахстане продолжает расти. Основным драйвером роста рынка в 2020 году стала пандемия COVID-19, сформировав у потребителя привычку онлайн-покупок. Однако ожидается, что в последующие годы рынок электронной коммерции будет придерживаться более низкой динамики роста, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные исследования «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан» за первое полугодие 2022 года, которое провели PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК).

Сравнивая первое полугодие 2022 года с аналогичным периодом 2021 года, эксперты отметили, что темпы роста рынка замедлились как по количеству транзакций, так и по объему продаж, а средний чек в тенге снизился на 1%, средний чек в долларовом эквиваленте упал на 6%.

«Ожидалось, что активное развитие и рост продолжатся, но в начале 2022 года в Казахстане произошли январские события, во время которых были перебои с интернетом и массовые беспорядки. После восстановления от локальных потрясений, в феврале 2022 года, случился военный конфликт между Россией и Украиной, спровоцировавший мировой гуманитарный кризис. Также в конце 2020 года начался энергетический кризис, который усугубился в 2022 году из-за вышеупомянутых событий, что спровоцировало глобальную инфляцию и рецессию во многих странах», - отметила Наталья Лим, партнер PwC в Казахстане, руководитель проекта.

Анализ данных указывает на продолжение роста рынка, однако его темпы заметно уменьшились в первом полугодии 2022 года, как в первом так и во втором квартале. Если в 2021 году по сравнению с 2020 годом мы наблюдаем значительный рост как в объемах продаж (более чем в 2 раза), так и в количестве транзакций (почти в 1,7 раза), то первое полугодие 2022 года характеризуется меньшим ростом данных показателей на 18% и 19% соответственно.

«Исторически рост объемов продаж значительно превышал рост количества транзакций, так как потребители покупали больше товаров онлайн. Данная тенденция также подтверждалась ростом среднего чека. Однако в 2022 году мы наблюдаем противоположную динамику: рост количества транзакций превысил рост объема продаж. Как результат, сумма среднего чека в тенге снизилась на 1%, а при мобильных покупках - на 2%», - отметили аналитики.

Результаты анализа также показали, что онлайн-шопинг с помощью мобильных телефонов не теряет популярности. За первые 6 месяцев 2022 года 93% всех покупок было совершено с помощью мобильных телефонов.

Объем продаж на рынке розничной электронной коммерции в первой половине 2022 года вырос на 18% и составил 501 млрд тенге, что на 75 млрд тенге больше, чем в первом полугодии 2021 года.

В 2022 году наблюдается уже устоявшаяся тенденция снижения общего объема продаж за первый квартал, когда потребительская активность снижается после праздничных периодов. Однако можно заметить, что в 1К2022 спад объема продаж в 35% относительно предыдущего квартала был намного значительнее, чем в 1К2021 года, когда объемы продаж снизились всего на 9% по сравнению с 4К2020.

«Существенный спад онлайн-продаж произошел в январе 2022 года, когда Казахстан охватили массовые беспорядки. Также негативное влияние на рынок оказало падение курса тенге в марте, когда средневзвешенный курс доллара к тенге, по данным Национального банка, составил почти 500 тенге. Для сравнения: в феврале 2022 года средневзвешенный курс доллара к тенге составлял 435», - отметили специалисты.

При анализе годовых изменений в каждом квартале можно заметить, что квартальный прирост в 1К2022 гораздо меньше, чем в 1К2021 (13% и 130% соответственно). К апрелю 2022 года наблюдалась нормализация спроса, однако объем рынка во 2К2022 в целом показал незначительный годовой рост в 22%. В аналогичные периоды 2021 и 2020 годов объем продаж увеличивался почти в два раза. На данную тенденцию сильное влияние оказала инфляция, значение которой достигло 10,5% с начала года на конец июня 2022 года. При этом увеличение средней заработной платы в этом же периоде составило 9,3% (по данным БНС).

«Учитывая изменения показателей инфляции и заработной платы, можно предположить, что данное увеличение в объемах продаж происходило в основном за счет роста цен, а не за счет того, что потребители стали покупать больше товаров. Возможно, потребители пересмотрели свои расходы в сторону товаров первой необходимости, таких как продукты питания, медикаменты и прочее. Несмотря на общее замедление темпа роста объема продаж за период 6М2022, казахстанский рынок розничной электронной коммерции остается привлекательным и способствует появлению новых игроков на рынке, причем как локальных, так и зарубежных», - считают эксперты.

В целом в первом полугодии 2022 года наблюдалось увеличение количества транзакций, достигшее 19,3 млн единиц, что на 19% выше, чем в первом полугодии 2021 года. Сравнивая динамику изменения количества транзакций и объема продаж за период 6М2022, можно заметить значительную разницу в трендах данных показателей. В 1К2022 продажи упали на 35%, тогда как транзакции упали всего на 19%, а во 2К2022 продажи увеличились на 29%, в то время как количество транзакций увеличилось всего на 6%, что говорит о снижении среднего чека в первом квартале и последующем увеличении средней суммы транзакции во втором квартале 2022 года. Снижение основных показателей рынка, в том числе количества транзакций, в первых кварталах года соответствует нормальным тенденциям рынка.

«Можно отметить то, что квартальный спад количества транзакций в 1К2022 намного значительнее, чем в 1К2021 (- 19% и -1% соответственно). Такие тенденции рынка можно объяснить тем, что в силу январских событий в Казахстане, которые создали шоковое состояние, потребители перешли на офлайн-покупки товаров первой необходимости за наличные. Другим важным фактором низкого квартального прироста в количестве онлайн-покупок является сильный скачок курса доллара к тенге в марте 2022 года, а также сокращение объемов импорта продовольственной продукции в Казахстан, что сильно отразилось на повышении цен и покупательской способности населения», - указывается в исследовании.

Анализируя годовые изменения в каждом квартале, можно заметить, что рост количества транзакций значительно замедлился и составил 11% и 27% в 1К и 2К2022 года соответственно. Если не брать в учет данные за январь 2022 года, то анализ показывает, что транзакции за февраль-июнь 2022 года увеличились на 25% относительно такого же периода 2021 года, тогда как в аналогичном периоде 2021 года количество транзакций увеличилось на 64%.

«Можно предположить, что темпы роста рынка, в особенности по количеству онлайн-покупок, замедляются независимо от геополитических факторов», - считают эксперты.

Анализируя первое полугодие 2022 года, наблюдается незначительное снижение суммы среднего чека на 1%. Сумма продаж на протяжении первого полугодия 2022 года росла более медленными темпами, чем количество транзакций. Таким образом, за период 6М2022 годовой рост транзакций достиг и превысил рост объема продаж, что противоречит предыдущим тенденциям. Люди стали чаще делать онлайн-покупки на меньшую сумму, что может быть обосновано, помимо прочего, рядом факторов: снижением покупательской способности в силу роста инфляции, приобретением более дешевых аналогов товаров, уменьшением минимальной суммы корзины для бесплатной доставки, расширением ассортимента товаров и так далее.

В 1К2022 наблюдается исторически наибольшее квартальное падение в 20% среднего чека в тенге за весь анализируемый период с января 2019 года на фоне геополитических событий. Волатильность валютных курсов и ограничения онлайн-продаж в январе заметно снизили покупательную способность, тем самым потребители отдали предпочтение товарам первой необходимости. В целом годовое снижение суммы среднего чека достигло 5% во 2К2022. Во 2К2022 наблюдался квартальный скачок роста суммы среднего чека на 22% за счет резкого увеличения объема продаж на 29% и относительно низкого роста количества транзакций в 6%. Вероятно, что сумма на одну онлайн-покупку возросла за счет роста инфляции и цен.

«Наблюдая за годовыми изменениями в каждом квартале первого полугодия 2022 года и сравнивая с аналогичными периодами 2019-2021 годов, можно предположить, что люди в целом стали покупать меньше товаров либо покупать более дешевые товары на фоне увеличения цен и роста неуверенности в финансовой стабильности. Годовые темпы роста среднего чека в тенге сильно замедлились, к примеру, в 1К2022 рост составил всего 2% относительно 1К2021. Во 2К2022 средняя сумма чека в тенге снизилась на 5% в сравнении со 2К2021. Несмотря на низкий годовой рост среднего чека в тенге в 1К2022, сумма чека в долларах снизилась на 6% в аналогичном периоде, что подтверждает сильное влияние резкого скачка курса доллара к тенге в марте», - делают вывод специалисты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.