Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Middle Corridor, который проходит из Китая в Европу через территорию Казахстана, Азербайджана и Грузии, может стать эффективным торговым коридором для транспортировки товаров и энергоносителей. Такое мнение корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz высказал Тимур Кожахметов, старший консультант практики управления цепочками поставок KPMG Caspian.
«Санкции, которые применены в отношении России и Беларуси, надолго. Это говорит о том, что Северный торговый маршрут откроется не скоро, что серьезно повышает потенциал Транскаспийского маршрута. Причем мы видим большой интерес к этому торговому коридору не только со стороны Китая, реализующего глобальную инициативу «Один пояс» по возрождению Шелкового пути, но и европейских стран. О важности Транскаспийского маршрута говорит встреча в Баку председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен и президента Азербайджана Ильхама Алиева в июле этого года. Можно также отметить встречу в Брюсселе членов комитета по транспорту и туризму Европарламента с представителями Қазақстан темір жолы», - говорит Тимур Кожахметов.
Казахстан и Азербайджан как главные заинтересованные стороны в развитии транскаспийского транзита делают для этого конкретные шаги. 23 августа текущего года АО «НК «Қазақстан темір жолы» и ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» заключили меморандум о сотрудничестве в области логистики и реализации совместных проектов в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута, для повышения транзитного потенциала двух стран. В КТЖ оценили потенциал перевозок казахстанских грузов по ТМТМ в 4 млн тонн в год. Ранее Европейский банк реконструкции и развития заявил о планах инвестировать 50 млрд тенге в облигации КТЖ. Средства пойдут на повышение устойчивости компании и модернизацию альтернативного Северному грузового маршрута из Азии в Европу через Каспий.
Эксперт отмечает, что самым главным вызовом для реализации этих планов и потенциала ТМТМ в целом будут инвестиции в подвижной состав, транспортную и логистическую инфраструктуру, в том числе в морских портах на Каспии. Речь идет о миллиардах долларов.
«Виден рост по основным показателям, таким как перевалка ДФЭ (двадцатифутовый контейнер), также растет количество грузовых фур, проезжающих через порты Актау и Курык. Ожидается, что рост продолжится. Бизнес быстро переориентируется, потому что логистика критична, а время - дорого. Правительства и руководители Казахстана и Азербайджана как наиболее заинтересованные стороны в развитии и повышении популярности маршрута также подчеркивали необходимость уделять особое внимание развитию портов на Каспийском море. Здесь и переходим к части необходимости инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру и увеличение морского торгового флота. В настоящий момент транспортировка грузов через Каспийское море идет в основном за счет азербайджанских судов. Для удовлетворения высоких требований европейских стран к качеству и безопасности товаров необходимо строительство складов класса А. Важно сократить сроки прохождения грузов таможенного досмотра. Значительные задержки отмечаются на таможенных переходах Достык и Хоргос», - подчеркнул эксперт.
Тимур Кожахметов, говоря о большом потенциале ТМТМ, сообщил, что ожидается выход в регион компаний, которые занимаются глобальными морскими перевозками. Это сингапурская PSA Group, датская Maersk и швейцарская MSC.
Напомним, 24 августа текущего года в рамках официального визита в Азербайджан президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели переговоры. По их результатам было подписано 10 документов, в том числе принята Декларация об укреплении стратегических отношений.