USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.31$
+0.020
BTC
70884.20$
+1489.000

Как повлияет на Казахстан кризис на авторынке России

Парк новых авто может «уехать» в соседнюю страну

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В первом полугодии текущего года производство легковых автомобилей в РФ сократилось на 61,8% по сравнению с январем–июнем 2021-го, до 279,2 тыс. машин. Об этом пишет finprom.kz.

Производство российских марок упало на 66,1% (до 76,5 тыс.), иномарок — на 59,9% (до 202,7 тыс.). Хотя производители и дилеры РФ надеялись, что в мае российский авторынок «достиг дна», в июне ситуация оставалась плачевной: выпуск легковых авто составлял всего 13,4 тыс. — более чем на 90% меньше, чем в июне прошлого года. В свою очередь, продажи новых легковых автомобилей в России по итогам первого полугодия просели на 55,6%.

После начала военных действий в Украине 24 февраля 2022 года многие страны ввели экономические санкции, которые в той или иной степени повлияли на российские автопром и авторынок. В начале марта текущего года ряд крупных зарубежных автопроизводителей заявили о временной приостановке своей деятельности в РФ. Компании остановили выпуск машин на российских заводах и перестали поставлять новые машины российским дилерам. Так, к примеру, Volkswagen приостановил производство автомобилей на обоих своих заводах с 3 марта, Renault — с 28 февраля, а впоследствии передал свою долю «АвтоВАЗу» и покинул регион. Приостановлена в начале марта и работа трех заводов азиатских марок в Санкт-Петербурге — Toyota (выпускались Camry и RAV4), Nissan (Qashqai, X-Trail, Murano) и Hyundai (Solaris, Creta и Kia Rio). При этом Toyota и Hyundai, вероятно, останутся в России, однако с Nissan ситуация иная: компания входит в альянс с Renault, который готовится к сворачиванию бизнеса в РФ.

Хотя бы в ограниченном режиме в РФ функционируют лишь 3 из 20 автосборочных производств — «АвтоВАЗ», «УАЗ» и Haval. Более того, крупнейший завод РФ, «АвтоВАЗ», вернулся к 5-дневной рабочей неделе лишь с 15 августа. Напомним: в мае завод приостанавливал работу. На данный момент «АвтоВАЗ» производит только две модели — Lada Niva и Lada Granta, — причем речь идет о так называемых упрощенных версиях популярных автомобилей, у которых отсутствуют АБС и подушка безопасности.

Как повлияет на Казахстан кризис на авторынке России 1552107 - Kapital.kz

Ранее в течение 20 лет автомобильная промышленность России активно развивалась: этому способствовали установление заградительных пошлин на подержанные иномарки, реструктуризация долгов перед бюджетом, а также открытие заводов иностранных автоконцернов. К примеру, завод Ford за 150 млн долларов имел мощности в 25 тыс. автомобилей в год, выросшие впоследствии до 160 тыс. авто. Renault-Nissan подписали договор о покупке блокирующего пакета акций российского «АвтоВАЗа». В Санкт-Петербурге открыли крупнейший завод иностранного автоконцерна «Хендэ мотор мануфактуринг рус», где выпускали автомобили Hyundai и Kia. Ранее там же были открыты заводы Ford, Toyota, General Motors и Nissan, которые способствовали формированию автомобильного кластера в Санкт-Петербурге. Также в России были открыты заводы по производству легковых автомобилей Mersedes-Benz и Haval.

Поставки машин и комплектующих шли, в числе прочего, и в Среднюю Азию и Казахстан. Так, доля РФ в общем объеме импорта новых автомобилей в РК до 2019 года составляла более 50%, в 2020-2021 годах на долю России пришлось чуть менее 40%, однако уже за январь–апрель текущего года показатель упал до всего 32,2%.

Уход автоконцернов и приостановка производства в РФ ожидаемо серьезно влияют и на авторынок РК. Так, количество импортируемых из РФ в РК новых автомобилей за январь–июнь 2022 года составило чуть менее 5,4 тыс. — в 2,4 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импорт автомобилей бренда Renault сократился за год сразу в 7,6 раза, Mazda — в 2,8 раза, Toyota — в 2,6 раза, Volkswagen — в 2,1 раза, Mitsubishi — в 2,1 раза, Nissan — на 42,4%, а машины марки Skoda в этот период и вовсе не ввозили в РК. Единственный бренд, по которому наблюдается рост импорта в РК из РФ — Haval (плюс 37,4%).

Как повлияет на Казахстан кризис на авторынке России 1552111 - Kapital.kz

В свою очередь, продажи новых автомобилей в Казахстане, несмотря на логистический кризис и дефицит комплектующих, сократились лишь на 8%: за январь–июнь текущего года было продано 51,9 тыс. легковых автомобилей. «Дыру» на рынке закрывает местный автопром: доля отечественных автомобилей в общем объеме продаж за год увеличилась с 62,7% до 75,9%.

В то же время стоит отметить, что из России в Казахстан импортировались не только сами авто, но и комплектующие для производства легковых автомобилей марок Lada, Kia, Hyundai, Renault, а также легких коммерческих и коммерческих автомобилей марок GAZ, KAMAZ, URAL. Пока сложно оценить, насколько тяжелый урон нанесет авторынку РК ситуация в России и чем смогут ответить наши импортеры и автопроизводители. Сейчас в РФ прогнозируется спад продаж новых автомобилей в 2022 году на 54% по отношению к 2021-му; более того, по пессимистичному сценарию спад может составить 67%.

Отдельно отметим, что в сложившейся ситуации перед Казахстаном может встать еще один вызов: вывоз новых автомобилей в РФ. В российском информационном поле появляется все больше публикаций о том, как купить и привезти автомобиль из Казахстана. В этом россиянам сейчас помогают частные казахстанские перекупщики. Согласно отчету ГИБДД за 2021 год, автомобильный парк РФ достигает 64 млн автомобилей. Ежегодные продажи новых авто — около 1,5 млн единиц. В то же время казахстанский автопарк составляет всего 4,5 млн авто, из них 1 млн — новые. В сложившихся условиях парк новых автомобилей может быстро «уехать» из РК в РФ. При этом старые автомобили остаются в стране, их парк, напротив, пополняется ввозом подержанных авто из других государств.

Как повлияет на Казахстан кризис на авторынке России 1552115 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.