Добыча сырой нефти, включая нефть, полученную из битуминозных минералов, за январь–май текущего года составила 31,9 млн тонн — на 5,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит energyprom.kz.
В конце июня состоялось министерское заседание стран — участниц соглашения ОПЕК+ в формате видеоконференции, и было принято решение о продолжении увеличения текущего уровня добычи странами ОПЕК+ на август — на 0,648 млн баррелей в сутки. Обязательства Казахстана на август составят 1,706 млн баррелей в сутки, сообщает МЭ РК.
Практически вся сырая нефть, добытая в РК, отправлялась на экспорт. Так, за январь–апрель 2022 года было добыто 25,3 млн тонн, из которых на экспорт ушло 24,4 млн тонн — на 12,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем реализации на внутреннем рынке при этом сократился более чем в 2 раза, до 1 млн тонн.
За январь–май при этом было экспортировано уже 30,2 млн тонн сырой нефти и сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных минералов — на 12,1% больше по сравнению с январем–маем 2021 года. Более половины объема было отправлено в Италию (8,3 млн тонн), Нидерланды (3,3 млн тонн), Южную Корею (2,5 млн тонн) и Китай (2,2 млн тонн).
Заметим: в июле Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), через который Казахстан экспортирует до 80% своей нефти, опять столкнулся с проблемами. Впрочем, на текущий момент ситуация уже разрешилась. Напомним: 5 июля Приморский районный суд Новороссийска принял решение о приостановке работы КТК на 30 дней, однако Краснодарский краевой суд изменил постановление, заменив приостановку на штраф в 200 тыс. рублей (за «не устраненные нарушения экологического характера»). Ранее КТК уже объявлял о простоях в работе: так, с 15 по 25 июня казахстанскую нефть отгружали в КТК лишь с одного причала из трех (в связи с «работой по подготовке к утилизации подводных потенциально опасных предметов в акватории морского терминала КТК»). А в марте в порту под Новороссийском в результате «неблагоприятных погодных условий и связанных с этим экстремальных нагрузок» два из трех выносных причальных устройств КТК вышли из строя. В то же время некоторые иностранные эксперты сомневались, что причина была действительно в шторме, а не в попытке давления на казахстанский экспорт, и через него — на все заинтересованные стороны.
Так или иначе, вопрос диверсификации поставок нефти в РК уже запущен, и приоритетным направлением, по сообщению Акорды, является Транскаспийский маршрут.
Экспортные цены поставок сырой нефти и сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных минералов, по итогам января–мая текущего года выросли сразу на 58,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: годом ранее рост составлял 19,3%.