USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.10$
-0.370
BTC
64305.80$
-300.100

Как можно улучшить финансовое благополучие жителей Центральной Азии

Свое мнение по этому вопросу высказали эксперты Всемирного банка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В периоды экономических потрясений люди нередко принимают рискованные решения, пытаясь сохранить доходы и обеспечить свои семьи. Во время пандемии COVID-19 многие вступили в финансовые пирамиды или вложили деньги в сложные производные финансовые инструменты. С января 2021 года более 31 тыс. казахстанцев стали жертвами финансовых пирамид, потеряв в общей сложности 54 млрд тенге, а в Кыргызской Республике в первый год пандемии денежный ущерб от финансовых пирамид составил более 311 млн сомов.

Война в Украине, санкции и нарушения в работе банков-корреспондентов и официальных каналов денежных переводов усугубят экономическую ситуацию в регионе и могут подтолкнуть некоторых его жителей к отчаянным финансовым шагам ради сохранения доходов и поддержания уровня жизни.

К счастью, в Центральной Азии уделяется все больше внимания финансовой грамотности: банки проводят круглые столы и предлагают учебные курсы, для детей организуются дополнительные внешкольные занятия по финансовой грамотности, а правительства финансируют образовательные ресурсы и программы. Но финансовая грамотность лишь один из фрагментов пазла финансового потенциала. По мере того как этот пазл складывается целиком, человек приближается к финансовому благополучию: финансовой безопасности, финансовой свободе выбора и возможности достигать своих финансовых целей.

Так каким образом можно улучшить финансовое благополучие жителей Центральной Азии?

Для начала давайте рассмотрим концепцию финансового потенциала, который позволяет достигать финансового благополучия, и его четыре составляющие.

Четыре составляющие финансового потенциала

Наряду c финансовой грамотностью в финансовый потенциал входят финансовое поведение, доступность финансовых услуг и добросовестное информирование со стороны финансовых учреждений.

1.      В Центральной Азии наблюдаются большие различия в уровне финансовых знаний. Например, жителям региона тяжелее всего дается понятие сложных процентов, которое является ключевым для прояснения того, как со временем увеличиваются наши сбережения и как опасно могут расти долги. Хотя, по данным исследований, жители Казахстана и Узбекистана, возможно, лучше других в регионе понимают, как рассчитываются сложные проценты, кредиты физическим лицам в Казахстане – несмотря на высокие ставки, составляющие в среднем около 19%, – уже несколько лет растут значительно быстрее, чем доходы домохозяйств. Многие люди, лишившиеся работы во время пандемии, берут новые кредиты, чтобы расплатиться с имеющимися долгами.

2.      В своем финансовом поведении жители региона проявляют нетерпение и часто ориентированы на непосредственное потребление. В сочетании с низким уровнем знаний нетерпеливость часто приводит к неверным финансовым решениям. Такое отношение к деньгам прослеживается, например, в Казахстане и Таджикистане – в этих странах в решении финансовых вопросов люди прежде всего руководствуются краткосрочными целями, причем главным образом в области потребления, вместо того, чтобы создавать сбережения на случай непредвиденных обстоятельств, для обучения детей или формирования пенсионных накоплений. В этих двух странах бóльшая группа респондентов «полностью согласна» с такими утверждениями, как: «Трата денег приносит мне больше удовлетворения, чем их сбережение», «Деньги для того, чтобы их тратить». Более того, финансовое поведение определяется социальными нормами и ожиданиями, и жители региона часто принимают решение под давлением этих факторов.

3.      Хотя между странами региона есть различия в доступности финансовых услуг, еще более значительные различия наблюдаются внутри каждой страны. Банки и другие финансовые учреждения должны адаптировать свои продукты к местным потребностям, чтобы предоставлять потребителям такие финансовые инструменты, которые позволят им управлять существующими рисками и пользоваться возможностями для развития. Отсутствие повсеместного доступа к ряду базовых финансовых услуг в Центральной Азии может ограничивать финансовые решения, и особенно от этого страдают сельские жители (рис. 2а). Как видно на рисунке 2б, различия в доступности финансовых услуг внутри стран часто значительнее, чем различия между странами. В Узбекистане, например, 25% всех отделений банков расположены в Ташкенте, хотя там проживает всего 8% взрослого населения страны. А во всем Узбекистане только 13% административных единиц имеют хотя бы одну точку для получения банковских услуг – отделение банка, инфокиоск (терминал самообслуживания) или банкомат.

4.      Банки и другие финансовые учреждения в Центральной Азии должны более добросовестно информировать клиентов о предлагаемых финансовых услугах. У жителей региона весьма ограниченные познания в области финансов, к тому же здесь сложились негативные образцы финансового поведения. Финансовые учреждения могут пользоваться такой ситуацией и своим положением на рынке, чтобы перекладывать на клиентов свои расходы и риски, что может отражаться на финансовом благополучии последних – как это было в Казахстане до 2019 года, когда банки вводили незаконные скрытые комиссии. Кризис COVID-19 также подтолкнул людей к поиску новых источников дохода, в том числе к высокорисковым инвестициям на рынке иностранных валют Forex, что иногда приводило людей в руки интернет-мошенников, которые якобы предлагали доступ к валютным рынкам и другим финансовым инструментам. Крупные банки в Таджикистане часто выдавали валютные кредиты нехеджированным заемщикам, не объясняя им дополнительных рисков, связанных с займами в иностранной валюте. Такая практика была впоследствии запрещена Национальным банком Таджикистана.

Из этого следует, что странам Центральной Азии необходима продуманная финансовая политика, направленная не только на обеспечение доступности финансовых услуг и финансовой грамотности населения. Регион нуждается в защите прав потребителей финансовых услуг, которая гарантировала бы добросовестное информирование, направленное на то, чтобы сократить разрыв в информированности между поставщиками и потребителями таких услуг, но при этом не сдерживала бы финансовые нововведения.

Чтобы разработать более эффективную политику в этой области и улучшить финансовое благополучие жителей Центральной Азии, нужно провести более тщательную диагностику, включающую оценку финансовых продуктов в местном контексте, фокус-группы и опросы. Реализация политики должна быть скоординирована между всеми заинтересованными сторонами, периодически оцениваться и корректироваться для максимальной эффективности. Всемирный банк помогает правительствам Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана в разработке четко обоснованных комплексных национальных стратегий финансовой инклюзии, а также программ их реализации.

Вместе мы можем способствовать финансовому благополучию все большего числа жителей Центральной Азии, чтобы они могли ставить перед собой финансовые цели и достигать их, а также быть в состоянии справляться с потрясениями и кризисами. Таким образом мы будем поддерживать более устойчивый и инклюзивный рост в Центральной Азии.

Как можно улучшить финансовое благополучие жителей Центральной Азии 1361164 - Kapital.kz
Как можно улучшить финансовое благополучие жителей Центральной Азии 1361165 - Kapital.kz

Авторы:

Мартин Мелецки, ведущий экономист глобальной практики Всемирного банка в области финансов, конкурентоспособности и инноваций

Зарина Нурмухамбетова, специалист Всемирного банка по внешним связям по Центральной Азии

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.