Автопроизводители РК взяли хороший старт: несмотря на всевозможные кризисные явления в стране и мире, отрасли удается сохранить позитивный тренд прошлых лет, пишет finprom.kz.
К весне, по итогам первых двух месяцев текущего года, темпы роста экономики Казахстана ускорились до 3,5%. Министр национальной экономики Алибек Куантыров отдельно отметил, что в разрезе отраслей обрабатывающей промышленности обеспечен динамичный рост производства продукции машиностроения: на 9,2%, в том числе автомобилестроения — на 10,2%.
Действительно, автомобилестроение в последние годы играет все более важную роль в промышленности РК. Так, по итогам всего двух месяцев текущего года выпуск в секторе составил в деньгах уже 133,6 млрд тенге (годом ранее — 93,5 млрд тенге). Это уже 38,4% от всего выпуска в сегменте машиностроения РК. Для сравнения: в целом по итогам 2021 года показатель составлял 32,1%, а пятью годами ранее, по итогам 2016 года — всего 9,9%. В свою очередь сам сектор машиностроения по итогам 2021 года обеспечил уже почти 14% всего выпуска обрабатывающей промышленности РК против всего 9,4% пятью годами ранее.
Для справки: в целом по итогам 2021 года производство в секторе автомобилей, прицепов и полуприцепов в стоимостном выражении составило рекордные 739,1 млрд тенге. Рост промышленного производства в секторе по итогам года достиг весьма весомых 24,3%. Для сравнения: в целом в сфере машиностроения рост производства составлял 20,4%, по обрабатывающей промышленности — 5,5%, а в общем по промсектору — всего 3,8%.
Таким образом, несмотря на «коронакризис», «кризис полупроводников», глобальные логистические проблемы и прочие сложности сектора во всем мире, казахстанское машиностроение остается на коне, а производство «железных коней» в РК бьет рекорды.
За два месяца в стране произвели 14,3 тыс. автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов — почти на 10% больше, чем годом ранее. Непосредственно легковых автомобилей среди них — 12,4 тыс., плюс 7,2% за год.
В целом же по итогам прошлого года выпуск в секторе составил сразу 93,5 тыс. единиц техники, плюс 20,8% за год — новый рекорд казахстанского автопрома. Непосредственно легковых автомобилей было произведено 80,7 тыс. — плюс 24,5% за год.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), более 60 тыс. автотранспортных средств — в полтора раза больше, чем годом ранее — было произведено на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром». Это 64,2% от РК.
Еще 26,7 тыс. автомобилей и легкой коммерческой техники сошло с мощностей автопроизводителей в Алматы, 4,3 тыс. единиц техники произведено в ВКО, 1,6 тыс. — в Акмолинской области. На карте ниже представлены ключевые производства автопрома Казахстана.
Экспортные поставки казахстанских автомобилей выросли на 49% по итогам 2021 года и составили 12,1 тыс. Основные экспортные направления — Россия, Узбекистан и Беларусь.
В свою очередь в самой республике казахстанцы в 2021 году приобрели 117,6 тыс. новых автомобилей — на 25,9% больше, чем годом ранее (было 93,4 тыс.). Два из трех проданных в РК автомобилей произведены в Казахстане: за весь прошлый год дилеры реализовали 73,2 тыс. отечественных автомобилей и легкой коммерческой техники — на 9,5% больше, чем в 2020 году (было 66,8 тыс.).