USD
446.49₸
EUR
475.38₸
RUB
4.79₸
BRENT
87.05$
+0.270
BTC
66166.00$
+1096.400

До 3,5% прироста ВВП может обеспечить транспортная логистика

Для этого Казахстану необходимо устранить ряд ключевых проблем

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Два пандемийных года существенно трансформировали транспортно-логистическую отрасль всего мира. Масштабное влияние на транспортную индустрию оказали и продолжают оказывать политические, экономические и технологические изменения. Из-за этого цены на ключевые ресурсы – от персонала, транспорта и топлива до упаковочных материалов и складских помещений – значительно выросли. При этом ряд сегментов отрасли продемонстрировал рекордный рост, а работающие в них компании отчитались о сверхприбылях. Как развивается транспортно-логистическая отрасль Казахстана, какие риски и перспективы возможны в 2022 году, разбирались аналитики FinReview.info.

Транспортная отрасль формирует 6,5% ВВП

Самое большое влияние на международную и внутреннюю логистику по-прежнему оказывает пандемия коронавируса. Эпидемиологическая ситуация нарушила привычные связи между производителями и потребителями и внесла серьезные изменения в бизнес логистических компаний. И хотя сейчас автомобильные и железнодорожные перевозки пошли в рост, вернуться к докризисному уровню пока не удалось.

По итогам 2021 года вклад транспортной отрасли в структуру ВВП составил 6,5%, достигнув 5,26 трлн тенге. За год показатель вырос на 9%, но пока не отыграл допандемийный уровень. Тогда, в 2019 году, транспортная логистика произвела услуги на 5,59 трлн тенге, обеспечив 8% ВВП. 

Для сравнения: в развитых странах доля транспортной логистики достигает 13-14% от ВВП. Например, в Ирландии – 14,2%, в Сингапуре – 13,9%, в Гонконге – 13,7%, в Германии – 13%. А мировой логистический рынок оценивается в 2,7 трлн долларов, что составляет около 7% от мирового ВВП.

Пассажиропоток идет на спад, а грузоперевозки – в рост

Общая протяженность автомобильных дорог республиканского, областного и районного значений составляет около 100 тыс. км. Еще 21 тыс. км. – железные дороги. Через них ежегодно перемещаются более 7 млрд пассажиров. К примеру, в 2021 году было перевезено 7,6 млрд пассажиров, а годом ранее еще больше – более 8,3 млрд человек.

Что же касается грузоперевозок, то благодаря росту электронной торговли и увеличению числа транзитных рейсов через Казахстан их объем вырос на 1,1%. Всего было транспортировано около 4 млрд тонн грузов. А грузооборот увеличился на 1,4% и составил 597,2 млрд т/км.

В общем объеме перевезенных грузов доля автомобильного транспорта составила 82,9%, железнодорожного – 10,4%, трубопроводного – 6,7%. Абсолютно не раскрыт потенциал грузоперевозок воздушным, морским и внутренним видами транспорта, где объем грузоперевозок составляет 0,04%. Однако работа в этом направлении ведется. Например, на базе порта Актау в Западном Казахстане планируется создать «контейнерный хаб», и уже к 2025 году рост контейнеропотока должен составить 100 тыс. ДФЭ в год. Объем речных перевозок будет увеличен до 3,8 млн тонн к 2025 году.

Транспортная логистика может обеспечить Казахстану до 3,5% прироста ВВП

Благодаря географическому положению Казахстан обладает значительным потенциалом для развития транспортно-логистической системы. Не имея доступа к морским путям, наша страна может использовать свое выгодное расположение между двумя экономически развитыми регионами – Европейским Союзом и странами Азии. Расширяя транспортные потоки из Китая и Юго-Восточной Азии в страны ЕС, Казахстан способен интегрировать свою национальную экономику в мировое экономическое пространство.

Сейчас через территорию Казахстана проходят 11 международных транзитных коридоров. Это 5 железнодорожных и 6 автомобильных путей. Уже благодаря им сроки прохождения грузов и доставки товаров из Азии в Европу были сокращены до 13-15 дней. Это в 2 раза быстрее, чем морским транспортом. Поэтому доставка через транзитные коридоры Казахстана становится более востребованной. Только за девять месяцев 2021 года по направлению Китай-Европа-Китай было перевезено порядка 600 тыс. единиц ДФЭ, что на 47% больше, чем было годом ранее.

Еще большему развитию торгово-экономического сотрудничества Казахстана с ведущими мировыми рынками Китая и Европы способствует инициатива «Пояс и Путь». Запуск новых сухопутных коридоров из стран Центральной Азии и их интеграция в «новый Шелковый путь» позволит увеличить транзитные потоки на пространстве ЕАЭС. Эффект от этого для национальной экономики по скромным расчетам составит порядка 3,5% прироста к ВВП.

Но для этого государству необходимо устранить ряд ключевых проблем.

Риски развития транспортно-логистической сферы Казахстана

Транспортно-логистическая отрасль Казахстана постепенно восстанавливается. Но имеются препятствия — в ближайшем будущем возможны перебои с поставками нефти, вызванные конфликтом между Россией и Украиной, из-за которого западными странами введены антироссийские санкции. Это может привести к удорожанию бензина, нехватке топлива и закрытию некоторых рынков сбыта.

Сегодня логистика пытается адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и возникающим проблемам, требующим быстрой реакции и решения. Стабильности нет во всем мире и вряд ли будет в ближайшее время. Поэтому транспортно-логистическая отрасль Казахстана должна стать гибкой по отношению к меняющейся конъюнктуре рынка, устранив следующие ключевые проблемы.

Во-первых, это высокие логистические расходы. Доля затрат на транспортировку может достигать 25% от стоимости конечной продукции. При этом среднемировой показатель находится на уровне 11%. Для сравнения: в Китае – 14%, в странах ЕС – 11%, в США и Канаде – 10%. Получается, экономика Казахстана несет транспортную нагрузку в 2 раза выше, чем в других странах. Связано это с высоким износом существующей транспортной инфраструктуры Казахстана. Сюда же можно отнести слабое развитие придорожного сервиса, который планируется привести в соответствие с международными стандартами лишь к 2025 году.

Во-вторых, значительная степень коррупции при грузоперевозках. Чтобы снизить риски на пространстве ЕАЭС, куда входит и Казахстан, с 2022 года действует соглашение об использовании навигационных пломб. Теперь государственные фискальные органы в онлайн-режиме смогут отслеживать товарные потоки. Именно там, в первую очередь, сегодня наблюдается наибольшее количество нарушений. Благодаря использованию навигационных пломб будет решена проблема ввоза в Россию и транзита санкционной продукции из Евросоюза. Кроме того, снижение уровня коррупции позволит снизить «серый» оборот товаров из Китая. Незаявленный китайский товар перевозят 90% фур из Кыргызстана в Казахстан. Всего же расхождения данных таможни между Казахстаном и Китаем составляют 5,7 млрд долларов.

В-третьих, низкий рост цифровой повестки в транспортной логистике. Цифровизация уже прослеживается в цепочках создания стоимости товаров – введение навигационных пломб, создание единой базы перевозчиков. Давно перестали быть инновационными онлайн-оплата транспорта, в том числе такси и общественного транспорта. Введение цифровых технологий позволяет снизить издержки по транспортировке груза, что приводит к росту доходности сектора и снижению цен на товары. Растет объем грузоперевозок с более качественным – автоматизированным – механизмом контроля, а интеграция информационных систем с клиентами и поставщиками повышают ее прозрачность и скорость операций. Это упрощает выход компаний на мировой рынок.

В-четвертых, изменение геополитической обстановки и, как следствие, трансформация международной торговли. Являясь «мостом между Востоком и Западом», Казахстан сохраняет дружественные отношения со всеми странами. Однако наша экономика пока еще слишком чувствительна к колебаниям мирового рынка.

Для решения этих проблем необходимы инвестиции

До 2025 года Казахстан планирует инвестировать 20 млрд долларов на диверсификацию транзитно-транспортных маршрутов и внедрение интегрированных логистических решений. За последние 15 лет в развитие транспортной отрасли Казахстана уже вложено порядка 35 млрд долларов.

Региональным хабом для привлечения инвестиций и развития финансовых инструментов по задумке Главы государства должен стать Международный финансовый центр «Астана». Предоставляя отечественным предпринимателям возможность участия в инициативе «Пояс и Путь», финцентр способствует развитию интеграционных процессов Казахстана. Это в свою очередь позволит улучшить транспортно-логистическую инфраструктуру, особенно в части транзитных коридоров.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.