Два пандемийных года существенно трансформировали транспортно-логистическую отрасль всего мира. Масштабное влияние на транспортную индустрию оказали и продолжают оказывать политические, экономические и технологические изменения. Из-за этого цены на ключевые ресурсы – от персонала, транспорта и топлива до упаковочных материалов и складских помещений – значительно выросли. При этом ряд сегментов отрасли продемонстрировал рекордный рост, а работающие в них компании отчитались о сверхприбылях. Как развивается транспортно-логистическая отрасль Казахстана, какие риски и перспективы возможны в 2022 году, разбирались аналитики FinReview.info.
Транспортная отрасль формирует 6,5% ВВП
Самое большое влияние на международную и внутреннюю логистику по-прежнему оказывает пандемия коронавируса. Эпидемиологическая ситуация нарушила привычные связи между производителями и потребителями и внесла серьезные изменения в бизнес логистических компаний. И хотя сейчас автомобильные и железнодорожные перевозки пошли в рост, вернуться к докризисному уровню пока не удалось.
По итогам 2021 года вклад транспортной отрасли в структуру ВВП составил 6,5%, достигнув 5,26 трлн тенге. За год показатель вырос на 9%, но пока не отыграл допандемийный уровень. Тогда, в 2019 году, транспортная логистика произвела услуги на 5,59 трлн тенге, обеспечив 8% ВВП.
Для сравнения: в развитых странах доля транспортной логистики достигает 13-14% от ВВП. Например, в Ирландии – 14,2%, в Сингапуре – 13,9%, в Гонконге – 13,7%, в Германии – 13%. А мировой логистический рынок оценивается в 2,7 трлн долларов, что составляет около 7% от мирового ВВП.
Пассажиропоток идет на спад, а грузоперевозки – в рост
Общая протяженность автомобильных дорог республиканского, областного и районного значений составляет около 100 тыс. км. Еще 21 тыс. км. – железные дороги. Через них ежегодно перемещаются более 7 млрд пассажиров. К примеру, в 2021 году было перевезено 7,6 млрд пассажиров, а годом ранее еще больше – более 8,3 млрд человек.
Что же касается грузоперевозок, то благодаря росту электронной торговли и увеличению числа транзитных рейсов через Казахстан их объем вырос на 1,1%. Всего было транспортировано около 4 млрд тонн грузов. А грузооборот увеличился на 1,4% и составил 597,2 млрд т/км.
В общем объеме перевезенных грузов доля автомобильного транспорта составила 82,9%, железнодорожного – 10,4%, трубопроводного – 6,7%. Абсолютно не раскрыт потенциал грузоперевозок воздушным, морским и внутренним видами транспорта, где объем грузоперевозок составляет 0,04%. Однако работа в этом направлении ведется. Например, на базе порта Актау в Западном Казахстане планируется создать «контейнерный хаб», и уже к 2025 году рост контейнеропотока должен составить 100 тыс. ДФЭ в год. Объем речных перевозок будет увеличен до 3,8 млн тонн к 2025 году.
Транспортная логистика может обеспечить Казахстану до 3,5% прироста ВВП
Благодаря географическому положению Казахстан обладает значительным потенциалом для развития транспортно-логистической системы. Не имея доступа к морским путям, наша страна может использовать свое выгодное расположение между двумя экономически развитыми регионами – Европейским Союзом и странами Азии. Расширяя транспортные потоки из Китая и Юго-Восточной Азии в страны ЕС, Казахстан способен интегрировать свою национальную экономику в мировое экономическое пространство.
Сейчас через территорию Казахстана проходят 11 международных транзитных коридоров. Это 5 железнодорожных и 6 автомобильных путей. Уже благодаря им сроки прохождения грузов и доставки товаров из Азии в Европу были сокращены до 13-15 дней. Это в 2 раза быстрее, чем морским транспортом. Поэтому доставка через транзитные коридоры Казахстана становится более востребованной. Только за девять месяцев 2021 года по направлению Китай-Европа-Китай было перевезено порядка 600 тыс. единиц ДФЭ, что на 47% больше, чем было годом ранее.
Еще большему развитию торгово-экономического сотрудничества Казахстана с ведущими мировыми рынками Китая и Европы способствует инициатива «Пояс и Путь». Запуск новых сухопутных коридоров из стран Центральной Азии и их интеграция в «новый Шелковый путь» позволит увеличить транзитные потоки на пространстве ЕАЭС. Эффект от этого для национальной экономики по скромным расчетам составит порядка 3,5% прироста к ВВП.
Но для этого государству необходимо устранить ряд ключевых проблем.
Риски развития транспортно-логистической сферы Казахстана
Транспортно-логистическая отрасль Казахстана постепенно восстанавливается. Но имеются препятствия — в ближайшем будущем возможны перебои с поставками нефти, вызванные конфликтом между Россией и Украиной, из-за которого западными странами введены антироссийские санкции. Это может привести к удорожанию бензина, нехватке топлива и закрытию некоторых рынков сбыта.
Сегодня логистика пытается адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и возникающим проблемам, требующим быстрой реакции и решения. Стабильности нет во всем мире и вряд ли будет в ближайшее время. Поэтому транспортно-логистическая отрасль Казахстана должна стать гибкой по отношению к меняющейся конъюнктуре рынка, устранив следующие ключевые проблемы.
Во-первых, это высокие логистические расходы. Доля затрат на транспортировку может достигать 25% от стоимости конечной продукции. При этом среднемировой показатель находится на уровне 11%. Для сравнения: в Китае – 14%, в странах ЕС – 11%, в США и Канаде – 10%. Получается, экономика Казахстана несет транспортную нагрузку в 2 раза выше, чем в других странах. Связано это с высоким износом существующей транспортной инфраструктуры Казахстана. Сюда же можно отнести слабое развитие придорожного сервиса, который планируется привести в соответствие с международными стандартами лишь к 2025 году.
Во-вторых, значительная степень коррупции при грузоперевозках. Чтобы снизить риски на пространстве ЕАЭС, куда входит и Казахстан, с 2022 года действует соглашение об использовании навигационных пломб. Теперь государственные фискальные органы в онлайн-режиме смогут отслеживать товарные потоки. Именно там, в первую очередь, сегодня наблюдается наибольшее количество нарушений. Благодаря использованию навигационных пломб будет решена проблема ввоза в Россию и транзита санкционной продукции из Евросоюза. Кроме того, снижение уровня коррупции позволит снизить «серый» оборот товаров из Китая. Незаявленный китайский товар перевозят 90% фур из Кыргызстана в Казахстан. Всего же расхождения данных таможни между Казахстаном и Китаем составляют 5,7 млрд долларов.
В-третьих, низкий рост цифровой повестки в транспортной логистике. Цифровизация уже прослеживается в цепочках создания стоимости товаров – введение навигационных пломб, создание единой базы перевозчиков. Давно перестали быть инновационными онлайн-оплата транспорта, в том числе такси и общественного транспорта. Введение цифровых технологий позволяет снизить издержки по транспортировке груза, что приводит к росту доходности сектора и снижению цен на товары. Растет объем грузоперевозок с более качественным – автоматизированным – механизмом контроля, а интеграция информационных систем с клиентами и поставщиками повышают ее прозрачность и скорость операций. Это упрощает выход компаний на мировой рынок.
В-четвертых, изменение геополитической обстановки и, как следствие, трансформация международной торговли. Являясь «мостом между Востоком и Западом», Казахстан сохраняет дружественные отношения со всеми странами. Однако наша экономика пока еще слишком чувствительна к колебаниям мирового рынка.
Для решения этих проблем необходимы инвестиции
До 2025 года Казахстан планирует инвестировать 20 млрд долларов на диверсификацию транзитно-транспортных маршрутов и внедрение интегрированных логистических решений. За последние 15 лет в развитие транспортной отрасли Казахстана уже вложено порядка 35 млрд долларов.
Региональным хабом для привлечения инвестиций и развития финансовых инструментов по задумке Главы государства должен стать Международный финансовый центр «Астана». Предоставляя отечественным предпринимателям возможность участия в инициативе «Пояс и Путь», финцентр способствует развитию интеграционных процессов Казахстана. Это в свою очередь позволит улучшить транспортно-логистическую инфраструктуру, особенно в части транзитных коридоров.