Агентство по защите и развитию конкуренции предлагает установить запрет на реализацию авиакеросина аэропортами, а также иными лицами, не являющимися держателями инфраструктуры на их территории. Об этом на круглом столе в мажилисе сказал глава АЗРК Серик Жумангарин, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу агентства.
«На рынке реализации авиакеросина доступ (новых участников - Ред.) ограничен техническими возможностями инфраструктуры аэропортов, а именно резервуаров хранения. В условиях недофинансирования деятельности аэропортов и сдерживания тарифов на регулируемые услуги основной доход владельцев данной инфраструктуры - аэропортов - приходится на реализацию авиакеросина. Аэропорты непосредственно сами, либо через аффилированных с ними поставщиков осуществляя реализацию авиакеросина, ограничивают доступ на рынок независимых поставщиков. Основную часть или более 72% авиационного топлива в Казахстане реализуют две компании в лице PETROSUN с долей в 54% и «КазМунайГаз» с долей в 18%», - рассказал он.
Доли основных покупателей PETROSUN составляют Air
Astana - 45%, «Международный Аэропорт Нур-Султан Назарбаев» - 17%, Scat - 13%, «Винес трейдинг» - 9%, «Международный Аэропорт Алматы» - 8%, Qazaq
air - 3,3%.
«Следует отметить, что 100% объема авиатоплива у КМГ приобретает «КазМунайГаз Аэро», - пояснил Серик Жумангарин.
Председатель АЗРК напомнил, что в 2021 году 10% от общего объема, предназначенного для внутреннего рынка, реализовано через товарные биржи.
«29 декабря 2021 года состоялись очередные биржевые торги авиационным топливом. Средневзвешенный индекс авиационного топлива у АНПЗ составил 247,8 тыс. тенге за тонну, у завода ПКОП - 257,8 тыс. тенге за тонну, у завода ПНХЗ - 252,7тыс. тенге за тонну. Стоит отметить, что в крупных российских аэропортах присутствуют дочерние структуры нефтяных ВИНКов, использующих инфраструктуру аэропортов для заправки как воздушных судов отечественных авиакомпаний, так и зарубежных транзитных перевозчиков», - сказал Серик Жумангарин.
Данная структура, как пояснил глава АЗРК, владеет достаточным ресурсом авиатоплива для приоритетной заправки судов отечественных авиаперевозчиков, а для заправки судов зарубежных авиакомпаний может осуществлять импорт авиатоплива. Поэтому агентство и предлагает установить запрет на реализацию авиакеросина аэропортами, а также иными лицами, не являющимися держателями инфраструктуры на их территории.
В рамках пункта 46 Плана мероприятий по реализации поручений главы государства, данных на заседании Мажилиса Парламента 11 января этого года, АЗРК провело комплексный анализ монопольных товарных рынков, групп и операторов.
Читайте также
При этом обеспечение грузовых и транзитных перевозок требует импорта топлива