Цены на топливном рынке страны будут расти, так как предпосылок для их стабилизации нет. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал экономист Института политических решений (ИПР) Сергей Смирнов.
Страна, за два десятилетия увеличившая добычу нефти более чем в три раза, с 25 млн. до 80 млн. тонн, по словам Смирнова, до сих пор не может обеспечить себя необходимым объёмом топлива. По этим причинам, экономист не исключает возможности дефицита бензина этой весной.
Ситуацию на топливном рынке, по мнению эксперта, усугубляет госполитика в этой сфере. «Здесь и запоздавшая программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которую обещают завершить лишь к 2016 году, что гарантирует сохранение дефицита топлива. Здесь и действующий закон «О госрегулировании производства и оборота нефтепродуктов», жестко регулирующий только конечный сегмент топливной цепочки – розничный рынок», - объясняет Сергей Смирнов.
К тому же, экономист рассказал, что существующий на внутреннем рынке дефицит – до 40% – высокооктанового бензина закрывается импортными поставками, преимущественно из России. В свете этого факта немаловажным, по словам Смирнова, является заявление главы комитета Госдумы РФ по энергетике Ивана Грачева о том, что в 2013 году цены на бензин в России могут вырасти на 2,4-4 рубля за литр. Повышение цены на топливо в России эксперт объясняет повышением топливных акцизов, и запрета на реализацию автомобильного топлива классом ниже «Евро-3».
Российские аналитики полагают, что этот запрет, поскольку некоторые компании не успевают завершить модернизацию НПЗ, приведет к образованию дефицита в 600-800 тыс. тонн и, соответственно, росту цен.
Как показали события прошедшей осени, подчеркнул эксперт, утверждение Национальной компании «КазМунайГаз» о «преодолении проблемы дефицита нефтепродуктов, исключении цепочки посредников и обеспечении нефтебаз и АЗС Казахстана регулярно пополняемым запасом нефтепродуктов» не соответствуют действительности. Примером этому, по словам экономиста, служит дефицит бензина, возникший в октябре в Южно-Казахстанской области, при потребности в 50 тыс. тонн было получено 15 тыс. тонн ГСМ. А в ноябре произошел бензиновый коллапс в Кызылорде, на большинстве АЗС бензина АИ-92 либо не было, либо его отпускали только по талонам, напоминает эксперт. Напряженной, по оценке экономиста ИПР, была ситуация с высокооктановым бензином в ряде районов Атырауской области.
Наглядной, Сергей Смирнов называет, и ситуацию с ТОО «Гелиос», которому из распределенных на ноябрь 30 тыс. тонн дизтоплива отгрузили лишь 40%, оставшиеся 60% были отгружены лишь к концу декабря. По состоянию на 18 января текущего года, по информации экономиста, отгружено 10 тыс. тонн дизтоплива из 24 тыс. тонн по декабрьскому графику, а к выполнению январского графика еще даже не приступали.
Основными факторами, которые, по словам эксперта, оказывают влияние на изменение цен на ГСМ, являются котировки нефти на мировом рынке, курс доллара, дефицит нефтепродуктов собственного производства, непрозрачность топливного рынка и т.д.
Сергей Смирнов пояснил, что цены на ГСМ в Казахстане формирует не только и не столько Россия, от которой мы зависим по поставкам высокооктанового бензина, сколько местные давальцы нефти на НПЗ, диктующие рынку свою ценовую политику. Так, по словам экономиста, НПЗ не отпускают топливо напрямую розничным реализаторам, поскольку собственниками, а соответственно и продавцами нефтепродуктов, являются давальческие компании – ресурсодержатели нефти и нефтепродуктов.
Еще одним фактором, влияющим на ценообразование на топливном рынке, аналитик называет разработанную министерством формулу для расчета предельных для розницы цен на нефтепродукты. «Эта формула, как утверждают участники проведенного АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» совещания, должным образом не используется АРЕМ и фактически не работает», - говорит Смирнов.