Депутат мажилиса Аманжан Жамалов обратился к главе Нацбанка Галымжану Пирматову с просьбой опубликовать данные о валютных интервенциях в январе и высказал мнение, что банк проводит спекуляции на валютном рынке не в интересах страны, а лиц, которые выводят деньги за рубеж. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В целом в ноябре и декабре 2021 года объем валютных торгов составил 3,6 и 4,2 млрд долларов. С 12 по 31 января 2022 года – 2,5 млрд долларов. В сумме – 10 млрд долларов за последние три месяца. Это огромный объем валютных торгов за всю историю Казахстана. И львиная доля этих торгов была проведена с участием Национального банка. Так, для удержания курса тенге только за 12 и 13 января 2022 года объем валютных интервенций Нацбанка составил 240 млн долларов. А это около 50% от всего объема торгов. Валютные интервенции также проводились Нацбанком в ноябре и декабре 2021 года, сальдо по ним составило почти 500 млн долларов», - сказал депутат на пленарном заседании мажилиса.
Он подчеркнул, что данные о валютных интервенциях за январь 2022 года до сих не опубликованы. Но даже эти цифры поражают своей масштабностью, отметил Аманжан Жамалов.
«По объему они сопоставимы с затратами на министерство здравоохранения или образования. В чьих интересах были проведены интервенции и потрачены резервы? Это было сделано не для проведения импортных сделок, а для того, чтобы удовлетворить спекуляционный спрос. Проще говоря, кто имел деньги, купил доллары за счет Национального банка по «хорошему курсу», - сказал Аманжан Жамалов.
Читайте также
Какие факторы влияли на курс тенге в январе
Он считает, что, скорее всего, эти деньги были выведены за рубеж.
«Зачем расходовать резервы, чтобы удовлетворить спрос спекулянтов? Что это за монетарная политика? Резервы нужны для того, чтобы обеспечивать достаточный для нужд страны объем импорта и гарантировать выплаты по внешним займам, что само по себе является мощным стабилизирующим валютный курс фактором. При всем этом в каждом пресс-релизе и публичном выступлении мы слышим мантру о приверженности Нацбанка свободному плавающему курсу и стабильности. К сожалению, стабильность курса тенге – это его стабильное падение. Возникает противоречие между словом и делом. Декларируя свободный рыночный курс, Национальный банк активно проводит интервенции и неизвестно в чью пользу. Свободный плавающий курс в исполнении Нацбанка подобен призраку - все о нем говорят, но никто его не видел», - отметил мажилисмен.
Аманжан Жамалов говорит, что Нацбанк вмешивается в валютный рынок, но не объясняет, какие целевые значения курса он поддерживает.
«С другой стороны, заявляет о свободном плавании. Непредсказуемость курса стала главной причиной недоверия к нему. Поэтому люди живут в постоянном ожидании девальвации. Глава государства говорил о необходимости восстановления доверия к тенге, чтобы исключить резкие спекулятивные колебания курса. Но делать это открыто и честно», - подчеркнул он.
Депутат считает необходимым Нацбанку совместно с Агентством по финансовому мониторингу выработать меры по прекращению спекуляций на валютном рынке.
«Кроме этого, Нацбанку надо обеспечить публикацию данных о валютных интервенциях на ежедневной основе, включая продажу и покупку валюты, как это делается в других странах. Агентству по финансовому мониторингу проанализировать информацию о валютных интервенциях за последние три месяца, включая продажу и покупку валюты», - заключил он.
Читайте также
НБРК планирует вернуть инфляцию в коридор 6-6,5% к концу года, сказал Галымжан Пирматов