В январе фокус финансовых рынков с омикрон-штамма сместился на дальнейшую политику Федеральной резервной системы. ФРС США просигнализировала о готовности приступить к повышениям уже в марте текущего года, что стало негативным фактором для динамики рисковых активов. Вместе с тем котировки нефти вновь бьют рекорды. О том, какие факторы оказывали влияние на курс тенге, международные резервы в прошлом месяце, рассказала заместитель председателя Национального банка Алия Молдабекова.
– Алия Мейрбековна, какие основные события оказывали влияние на финансовые рынки в январе?
– Итоги январского заседания ФРС США доминировали в новостном фоне в прошлом месяце. Несмотря на ожидаемое решение регулятора сохранить ставку неизменной – на уровне 0-0,25%, основным посылом стала готовность Центробанка США приступить к повышению ставки на фоне ухудшения ситуации с ростом цен и достижения инфляцией 40-летнего рекорда: 7% год к году в декабре 2021 года.
В результате инвесторы существенно скорректировали свои ожидания и заложили более быстрое повышение ставки ФРС c высокой вероятностью роста на четверть процента уже в марте 2022 года. Причем текущие ожидания рынка указывают на 5 повышений процентной ставки до конца текущего года, что является достаточно жестким сценарием.
Это привело к росту доходностей казначейских облигаций США, в особенности в коротком сегменте кривой. Так, доходность 2-хлетних ГЦБ США в январе выросла на 45 б.п., до 1,18%. На фоне ожиданий более высоких доходностей курс доллара укрепился на +0,9%, что оказывает давление на валюты развивающихся стран.
Более жесткая риторика ФРС США привела к волатильности на финансовых рынках. В январе фондовые рынки показали существенное падение – индекс MSCI World продемонстрировал снижение на (-)5,3%, максимально опускавшись 27 января на (-)8,5%. Индекс волатильности VIX в течение месяца достигал отметок выше 30, максимум 38,94 пункта был зафиксирован 24 января, что свидетельствует об ожиданиях повышения колебаний фондовых индексов в ближайшие 30 дней.
Вместе с тем влияние омикрон-штамма на мировую экономику и финансовые рынки в течение января несколько отошло на второй план. Несмотря на данные о замедлении индекса деловой активности PMI Global в январе из-за локдаунов и корректировок МВФ по перспективам экономического роста в 2022 году до 4,4% на 0,5 п.п. ниже прошлой оценки, многие аналитики ожидают краткосрочного эффекта нового штамма коронавируса на финансовые рынки. Количество случаев COVID-19 уже идет на спад в ЮАР, Англии, США.
– Как складывается ситуация на рынке нефти с начала этого года?
– Ослабление опасений по поводу омикрон-штамма оказало позитивное влияние на рынок нефти. За январь цены на нефть марки Brent продемонстрировали существенный рост, увеличившись на 17,3%, до 91,21 доллара за баррель, впервые с 2014 года превысив отметку 90.
С начала января на нефтяном рынке сформировались ожидания по восстановлению спроса на черное золото. Данные по запасам сырой нефти в США показали крупное снижение за первую неделю января – на 4,55 млн баррелей. Директор Международного энергетического агентства США отметил, что динамика спроса на нефть оказалась сильнее, чем предполагалось. В своем ежемесячном отчете ОПЕК сообщила о том, что запасы нефти в странах ОЭСР, по последним данным в ноябре 2021 года, находились существенно ниже 5-летних средних значений.
Помимо признаков восстановления спроса, на повышение стоимости нефтепродуктов оказывали влияние риски снижения предложения нефти на фоне геополитических событий и эпизодов, в том числе риски эскалации геополитической напряженности между Россией и Украиной, сообщения об атаке дронами на нефтяные объекты в ОАЭ.
2 февраля состоялось очередное заседание ОПЕК+, члены альянса приняли решение повысить добычу на 0,4 млн баррелей в сутки в марте, в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями. Однако необходимо отметить, что фактический уровень производства нефти отстает от разрешенных квот – в январе увеличение составило 0,25 млн баррелей в сутки вместо запланированных 0,4 млн. В результате ограниченные запасы нефти вместе с медленным восстановлением добычи странами альянса поддерживали дальнейший рост котировок, максимально достигавших 94 долларов за баррель 7 февраля. На новостной фон также оказывает влияние повышение цен Саудовской Аравией – по заявлению Saudi Aramco в марте поднимутся цены на все сорта нефти для всех регионов.
– Что повлияло на ослабление тенге в январе, какова текущая ситуация на валютном рынке?
– Ситуация на валютном рынке после беспрецедентных событий в начале января полностью нормализовалась. Как мы отмечали ранее, после почти недельного отсутствия торгов образовался накопленный спрос на иностранную валюту, и в условиях ограниченного числа продавцов 12 и 13 января Национальный банк провел валютные интервенции. Их объем составил 240 млн долларов. В дальнейшем вмешательство НБРК в течение месяца не требовалось.
Основную поддержку тенге оказала позитивная динамика на нефтяном рынке. Однако, несмотря на рост цен на нефть, в январе курс тенге ослаб на 0,4% до 433,52, отражая глобальное укрепление доллара, ослабление валют основных торговых партнеров и продолжение оттока нерезидентов с долгового рынка РК.
В январе 2022 года инвестиции нерезидентов в ГЦБ РК уменьшились с 595,5 млрд тенге до 543,8 млрд тенге. В результате доля иностранных участников в ГЦБ РК снизилась с 4,26% до 4,04%.
Динамика российского рубля – основного торгового партнера РК – в течение месяца была негативной на фоне возросших геополитических рисков. Из-за напряженной ситуации с Украиной и санкционных угроз рубль ослаб на 2,85% за месяц, в отдельные дни превышая отметку 80 рублей впервые с ноября 2020 года.
Объем предложения валюты со стороны Национального фонда для осуществления трансфертов в бюджет в январе составил 696 млн доллров, а продажа со стороны компаний квазигосударственного сектора – 346,5 млн долларов. Повышение базовой ставки Национальным банком позволило сохранять сравнительную привлекательность тенговых инструментов, оказав дополнительную поддержку тенге.
С начала февраля тенге укрепился на 1,3%, до уровня 427,95. Основными факторами положительной динамики национальной валюты являются высокая цена на нефть, которая держится выше отметки 90-91 долл. за баррель, снижение геополитических рисков по ситуации с Украиной и, как следствие, укрепление российского рубля (на 3% с начала месяца). Поддержку нацвалюте также оказывают снижение спроса на инвалюту со стороны юридических лиц после активных наращиваний позиций в ноябре-декабре, а также благоприятный сезонный фактор перед налоговыми платежами эскпортеров в республиканский бюджет.
– Как изменились золотовалютные резервы c начала года?
– Золотовалютные резервы на конец января составили 33,45 млрд долларов, снизившись с начала года на 930 млн долларов.
Цена на золото в январе упала на 1,6% – с 1820 до 1791 доллара за унцию на фоне укрепления доллара после очередного заседания ФРС США. Портфель золота в составе золотовалютных резервов в январе сократился на 1,4 млрд долларов за счет снижения цены на драгоценный металл и продажи золота в рамках опционных стратегий.
На изменение валютной части резервов повлияли увеличение остатков БВУ на корcчетах Национального банка, выплата государственного долга в размере 125 млн долларов и интервенции Нацбанка. В итоге активы в свободно конвертируемой валюте в составе ЗВР выросли на 430 млн долларов, что несколько нивелировало снижение цен на золото.
– Как изменился объем валютных активов Национального фонда в январе, и какие факторы на это повлияли?
– По предварительным данным на конец января, валютные активы Национального фонда составили 53,9 млрд долларов, снизившись на 1,4 млрд долларов за прошедший месяц.
В целях выделения гарантированного и целевого трансфертов на 302 млрд тенге в прошедшем месяце на валютном рынке были проданы активы на сумму 696 млн долларов. При этом валютные поступления в Нацфонд в январе составили 526 млн долларов.
Инвестиционный доход Национального фонда по итогам прошедшего месяца сложился отрицательным и составил (-)1,2 млрд долларов. Как я уже отмечала, на фоне ожиданий более стремительных темпов ужесточения монетарной политики ФРС, а также негативных данных в сезонной корпоративной отчетности IT-компаний произошло падение глобального индекса акций развитых стран MSCI на 5,3%. Портфель акций Национального фонда снизился на 650 млн долларов.
Ввиду укрепления доллара и роста процентных ставок доходность индекса облигаций развитых стран сложилась отрицательной и составила (-)1,6%, что также негативно отразилась на доходности Национального фонда.
– Каковы перспективы финансовых рынков в ближайшее время, какие факторы могут повлиять на тенге?
– Часть экспертов с учетом свидетельств мягких симптомов при омикрон-штамме рассматривают сценарии перехода пандемии коронавируса в 2022 году в статус более управляемой эндемичной инфекции. Поэтому опасения рынков, связанные с рисками тяжелого течения COVID-19, локдаунами и ограничениями, отходят на второй план.
Ключевой неопределенностью в ближайшее время, вероятно, будут оставаться темпы ужесточения денежно-кредитной политики ФРС и, как следствие, дальнейшая динамика доллара. Ужесточение политики ФРС несет в себе риски негативной динамики на рынке акций и дальнейший отток из фининструментов развивающихся рынков.
Однако отмечу тот факт, что рынком уже заложено более 4 повышений ставки ФРС в текущем году, поэтому дальнейшее значительное укрепление доллара маловероятно. Это улучшает перспективы валют развивающихся стран, в том числе и тенге. Более того, если текущий всплеск заболеваемости коронавирусом придет к завершению весной текущего года, то это повысит перспективы мировых экономик, разрешит проблемы с цепочками поставок и положительно повлияет на снижение инфляции. Тогда снизится необходимость агрессивного повышения ставок со стороны ФРС, возможно глобальное ослабление курса доллара и уменьшение волатильности.
Что касается рынка нефти, то наиболее вероятный сценарий предполагает, что в условиях ограниченного предложения и запасов сырой нефти котировки черного золота продолжат рост. Goldman Sachs повысил 12-месячный прогноз цены на нефть до 105 долларов за баррель, а экономисты JPMorgan, проанализировав 4 последних цикла повышений ставок регулятором США c 1990 года, отмечают положительную динамику цен на сырье в каждом из периодов ужесточения.
Сдерживающим для рынка нефти является фактор увеличения предложения как в рамках общей политики ОПЕК+, так и отдельно со стороны Ирана. В случае успешных переговоров между Ираном и США и снятия санкций с последнего на рынок может вернуться около 1 млн баррелей в сутки.
Тенге продолжит следовать за фундаментальными изменениями на внешних рынках, однако внутренние факторы оказывают и будут оказывать влияние на формирование курса национальной валюты. Наряду с динамикой импорта и состоянием платежного баланса, ожидания по курсу тенге также являются важным фактором. Ожидания по ослаблению тенге со стороны населения в большей степени реализовались в ноябре и декабре прошлого года, когда мы наблюдали значительный спрос на наличную иностранную валюту. Реализация среднесрочных мер со стороны правительства и Национального банка по уменьшению импортозависимости и снижению инфляции будет оказывать поддержку тенге.