Аналитический центр АФК опубликовал обзор консолидированного бюджета (КБ) Казахстана за 2021 год.
Ключевые тенденции периода:
- На фоне восстановления цен на рынке энергоресурсов и повышения экономической активности в стране (экономика за 11 месяцев 2021 года выросла на 3,8%) в 2021 году заметно увеличились налоговые поступления в консолидированный бюджет.
- За 2021 год в стране было собрано 13,3 трлн тенге налогов, что на 34% или 3,4 трлн тенге выше, чем за 2020 год. Наибольшее увеличение налоговых поступлений в абсолютных параметрах отмечается в республиканском бюджете (перевыполнены планы по КПН, ЭТП на сырую нефть, НДС на импорт). В относительном приросте выделяется Нацфонд, налоговые поступления в который увеличились на 86% и приблизились к допандемийному уровню.
- Однако суммарные доходы КБ остались практически на уровне 2020 года и составили 15,0 трлн тенге (+1%) за счет сокращения инвестдохода от управления Нацфондом (на 78% или 2,8 трлн тенге) и неналоговых поступлений (на 60% или 0,6 трлн тенге). Высокий инвестдоход в 2020 году (3,6 трлн тенге) был обусловлен положительной переоценкой валютных активов из-за ослабления курса нацвалюты.
- Таким образом, годовой план по налоговым сборам в 2021 году был превышен на 11% — поскольку фактические цены на нефть сложились выше прогнозного уровня, использованного при формировании бюджета (в среднем 71 доллар за баррель против базовых 60 долларов за баррель).
- Расходы КБ за 2021 год выросли на 9% или 1,6 трлн тенге— до 19,9 трлн тенге, превышая доходную часть на 33% или 4,9 трлн тенге.
- Большая часть указанного прироста (68% или 1,1 трлн тенге) приходится на расходы социальных секторов экономики (образование, здравоохранение, соцпомощь). Суммарные расходы на эти статьи в 2021 году составили около 10 трлн тенге или половину всех расходов КБ.
- Для финансирования дефицита бюджета были привлечены займы на 3,9 трлн тенге, что на 0,2 трлн тенге или 4% меньше аналогичного показателя 2020 года. При этом расходы на их погашение и обслуживание за 2021 год увеличились на 0,8 трлн тенге или 49%, составив 2,3 трлн тенге или 12% от всех расходов КБ (9% в 2020 году).
- Объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил 4,5 трлн тенге, что на 0,3 трлн тенге меньше объема за 2020 год.
- По данным Прогноза социально-экономического развития РК на 2022–2026 годы (ПСЭР), в 2022 году расходы КБ (18,6 трлн тенге) будут превышать доходы (16,1 трлн тенге) на 15% при прогнозной цене на нефть 60 долларов за баррель. Соответственно, при удержании цен на нефть на текущем уровне (~90 долларов за баррель) КБ впервые за четыре года может сложиться с профицитом.
«Дефицит КБ в 2021 году углубился на 38% или 992,7 млрд тенге за счет роста расходов бюджета при доходной части, оставшейся практически на уровне 2020 года. Доходная часть бюджета остается зависимой от динамики цен на нефть. При этом доходы КБ за 2021 год не изменились — во многом из-за того, что рост нефтяных налоговых поступлений был нивелирован снижением инвестдохода от управления Нацфондом», - поясняют эксперты.
Расходы КБ увеличились за счет роста финансирования социальных секторов экономики и частично покрывались госзаимствованием и использованием бюджетных остатков.
«Учитывая последние поручения главы государства по реформированию системы обороны и нацбезопасности, обеспечению стабилизации социально-экономической ситуации в стране, в 2022 году возможен рост расходной части КБ сверх прогнозных значений (в актуальном ПСЭР заложен рост расходов на 4%)», - говорится в обзоре.
При этом на внешних рынках сохраняется неопределенность: аналитики расходятся в прогнозах цен на нефть, центробанки ключевых экономик принимают разносторонние решения по дальнейшей монетарной политике, сохраняется геополитическая напряженность.
«В случае реализации негативных сценариев дефицит КБ может
углубиться и, соответственно, потребовать дополнительного госзаимствования
(тек. госдолг — 22 трлн тенге), поиска новых источников финансирования
(увеличение налогооблагаемой базы, дифференциация налоговых ставок и т. д.). Ввиду
сохранения госзаимствования на уровне предыдущего года объем госдолга превысил
30% к ВВП (оценка ПСЭР), а расходы по его погашению и обслуживанию составили
12% (8,5% в 2020 году), что свидетельствует об увеличении долговой нагрузки на
бюджет и повышении фискальных рисков», - считают аналитики.
Снижение зависимости КБ от волатильности цены на нефть и повышение фискальной дисциплины будут возможны с применением нового бюджетного правила при формировании бюджета на 2023–2025 гг. Ожидается, что на доходы будет влиять ограничение размера гарантированного трансферта из Нацфонда, тогда как расходы будут ограничены уровнем долгосрочного экономического роста, скорректированного на долгосрочную цель по инфляции.