Помните анекдот про путешественника во времени, который попадает в 2020 и спрашивает, какой это год, а услышав ответ, говорит — а-а-а, это первый год пятилетнего карантина. Так вот — уже и не очень смешно, ведь все именно так и получается. В марте 2020-го все думали, что надо подождать до лета, и все будет как раньше. Потом до осени. Потом снова до лета, а сейчас перед нами омикрон и еще длинный греческий алфавит. Что нам принес 2021 год и какие его итоги останутся с нами надолго.
Офлайн становится привилегией. Робкое восстановление офлайн-мероприятий создает новую парадигму на рынке – офлайн это привилегия, за которую, скорее всего, придется платить больше, а онлайн либо сильно дешевле, либо вообще бесплатно. Несмотря на то что школьников и студентов попробовали в этом году вернуть за парты — такое разделение, скорее всего, в ближайшее время коснется и обучения. Желающие учиться очно будут платить больше, чем желающие делать это в формате онлайн. Подобное разделение уже есть в ряде профильных образовательных центров. Компании с хорошо выстроенным менеджментом не торопятся возвращать людей из удаленки, а там, где начальник уверен, что только личное присутствие шефа мотивирует работника — конечно же, спешат вывести всех. Пандемия научила нас онлайн-совещаниям и тому, что при правильной постановке процессов они ничем не хуже, а чаще даже лучше и удобнее офлайн-посиделок за овальным столом.
Дорогая недвижимость и налог на бедность. Два триллиона пенсионных сделали свое дело — дали 7% вкладчиков с пенсионными излишками выше порогов достаточности возможность улучшить свои жилищные условия. В итоге накопленный годовой рост к концу октября 2021 года составил на новые квартиры — 14,6%, а на вторичку — 23,7%. За почти полные пять лет по отношению к декабрю 2015 года новое жилье выросло в цене на 27,4%, вторичное — на 43,1%. То есть львиная доля этого роста пришлась на конец 2020 и 2021 год. К сожалению, для остальных 93% вкладчиков пенсионного фонда недвижимость стала только более недоступной – мы получили классический налог на бедность, о чём и предупреждали в начале года.
Конец льготных программ и начало новых. В этом году наметилось движение к рыночным процессам. Об этом говорили почти весь год: от разгосударствления целых отраслей до выхода институтов развития и Нацбанка из льготных программ. Казахстану действительно необходим возврат к рыночному финансированию экономики с устранением перекосов в ценообразовании. Национальный банк первым начинает выход из государственных программ поддержки экономики, планируя прекратить свое участие в них до 2025 года, а может быть, и до 2023! Агентство по регулированию и развитию финансового рынка объявило о сворачивании ипотечных программ «7-20-25» и «Баспана Хит» — первая еще поработает до конца следующего года, а вторую уже закрыли. Но... к сожалению, на место выбывших не всегда приходит рынок — в ближайшие пять лет в Казахстане планируется за счет всех источников финансирования построить 103 млн кв. метров жилья. С 2022 года в стране будет запущена программа «Жайлы тұрғын үй», на реализацию которой потратят около 1,9 трлн тенге. Будет продолжено льготное кредитование населения под 2% и 5% через Отбасы банк. Это значит, что цены на жилье будут продолжать расти на фоне льготных нерыночных ставок.
Приватизация и новое Народное IPO. Принят план приватизации до 2025 года — он включает в себя около 700 государственных предприятий, 112 из них входят в структуру ФНБ «Самрук-Қазына». Но что самое интересное — крупные активы будут реализованы путем размещения в рамках анонсированной второй программы Народного IPO, то есть с максимальным участием частных казахстанских инвесторов. На будущий год стоит ждать размещения Air Astana, «КазМунайГаза» и «КазТрансГаза» — менеджмент этих компаний уже встречался с МФЦА. Остается дождаться точных сроков и условий по новому Народному IPO.
Инфляция. К сожалению, 2021 год стал годом расплаты за огромные вливания в экономику как в мире, так отчасти и в Казахстане. Да, удалось преодолеть рецессию и выйти в плюс, но влитая в экономику ликвидность дала о себе знать, особенно на фоне проблем с удорожанием продуктов питания. Продовольствие в мире подорожало почти на треть за год. Индекс мировых продовольственных цен вырос в сентябре на 1,2% относительно августа и сразу на 32,8% в сравнении с сентябрем 2020 года. Мировые цены на продукты питания достигли 10-летнего пика. Рост цен коснулся и Казахстана, который достаточно глубоко встроен в мировую экономику. От того, как в следующем году мир и Казахстан будут справляться с кризисом высоких цен, зависит светлое ближайшее будущее. К сожалению, вероятность новой великой депрессии не нулевая, хотя большинство мировых экономистов заявляют о временном характере инфляции.
Все мы в декабре 2020 года надеялись на то, что 2021 будет лучше, проще, богаче. В этом декабре тоже есть такие надежды — ведь всегда хочется верить в лучшее, но, к сожалению, в следующем году перед мировой и казахстанской экономиками стоят достаточно большие вызовы, а значит - говорить о том, что следующий год уж точно будет проще - пока нельзя.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане