USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96165.70$
-913.800

Аналитики оценили потенциал транспортного коридора Север — Юг

Главное преимущество МТК - двукратное сокращение временных затрат

Share
Share
Share
Tweet
Share
East West Stream

East West Stream

Евразийский банк развития (ЕАБР) оценил потенциал международного транспортного коридора «Север — Юг». Это активизация взаимодействия ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами Южной Азии и Персидского залива, наличие значительного потенциала сопряжения МТК «Север — Юг» с широтными транспортными маршрутами, ускорение процессов цифровизации и приоритетность климатической повестки, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные доклада.

Мультимодальный МТК «Север — Юг» связывает скандинавские страны и северо-западную часть ЕАЭС с государствами Персидского залива и Индийского океана через страны Кавказа и Средней Азии. Коридор включает инфраструктуру железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и речного транспорта. Аналитики выделили 3 основные ветви коридора: - Западная, по западному берегу Каспийского моря через Россию и Азербайджан;
- Восточная, по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан;
- Транскаспийская, с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море.

«Главное преимущество МТК «Север — Юг» перед другими маршрутами, в том числе перед морским маршрутом через Суэцкий канал, — это двукратное сокращение временных затрат на осуществление перевозок. Так, сроки доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал составляют от 30 до 45 дней, в то время как по сухопутному маршруту МТК «Север — Юг» могут варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей через железнодорожные пути Казахстана и Туркменистана, займет 15–18 дней», - указывается в докладе.

Кроме того, железнодорожный транспорт обеспечивает минимальный углеродный след, что является важным конкурентным фактором в осуществлении грузовых перевозок по МТК «Север — Юг». А перенаправление грузоперевозок с морского транспорта на железнодорожный позволит снизить выбросы парниковых газов на 25% за счет сокращения пути.

«Необходимость создания альтернативного мультимодального коридора «Север — Юг» подтверждена в условиях пандемии COVID-19, в том числе в ходе блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в марте 2021 года. В этих условиях наблюдались глобальный сбой в расписании доставки грузов морским маршрутом и неопределенность в функционировании логистических цепочек доставки товаров, что привело к резкому росту тарифов на морские перевозки», - считают эксперты.

На этом фоне увеличился спрос на железнодорожные перевозки на Евразийском континенте, в том числе за счет стабильности сквозных железнодорожных тарифов. Об успешности сухопутных коридоров свидетельствует и тот факт, что за последние 10 лет железнодорожные контейнерные перевозки по оси Китай — Европа увеличились с 7 тыс. до 547 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ).

Аналитики банка отмечают значительный потенциал контейнерных перевозок по маршрутам МТК «Север — Юг», который может составить от 325 до 662 тыс. ДФЭ (от 5,9 до 11,9 млн тонн) к 2030 году в зависимости от сценария (в настоящее время — 21 тыс. ДФЭ). При этом развитие грузоперевозок по МТК «Север — Юг» представляет значительный интерес для государств — участников ЕАЭС. На долю этих стран приходится 75% потенциального объема контейнерных перевозок (см. рис. 1).

Эффект сопряжения МТК «Север — Юг» с евразийскими широтными транспортными коридорами может обеспечить 127–246 тыс. ДФЭ, или до 40% совокупного потенциала контейнерных перевозок (см. рис. 2).

Аналитики оценили потенциал транспортного коридора Север — Юг 1088654 - Kapital.kz

 Основными товарными категориями МТК «Север — Юг», пригодными для контейнеризации, являются продовольствие (21,2%), металлы (16,6%), древесина и бумага (9,5%), машины и оборудование (8,3%), а также минеральные удобрения (4,9%). По мнению авторов доклада, потенциальный объем перевозок, непригодных для контейнеризации грузов, составит от 8,7 до 12,8 млн тонн к 2030 году, в основном за счет транспортировки зерновых культур. В конечном итоге, с учетом потенциала 2 видов товарных категорий — пригодных и непригодных для контейнеризации, совокупный потенциал грузовых перевозок по МТК «Север — Юг» ожидается от 14,6 до 24,7 млн тонн в перспективе к 2030 году.

«Уникальное направление МТК «Север — Юг» создает возможности для стыковки с широтными транспортными коридорами, проходящими с Востока на Запад, — отметил главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров. — Конечной целью видится создание Евразийского транспортного каркаса — сети взаимосвязанных коридоров в направлениях Восток — Запад и Север — Юг, которая будет способствовать возникновению дополнительных грузопотоков за счет синергии и обеспечит внутриконтинентальным странам выход к рынкам. Это поможет сократить издержки экспорта, создать потенциал новых производственных ниш, реализовать транзитный потенциал региона. В силу того, что Евразийский транспортный каркас «дотягивается» до Китая, Индии и Европейского союза, он может выступить материальной основой для реализации идеи Большой Евразии».

Дополнительный объем грузопотоков может быть обеспечен и за счет достижения «бесшовности» транспортных сообщений через цифровизацию и совершенствование мягкой инфраструктуры. Внедрение интеллектуальных транспортных систем и цифровизация международных мультимодальных перевозок и логистики с использованием электронных накладных e-CIM/CMGS и e-CMR, электронных книжек e-TIR и спутниковых навигационных систем окажут благоприятное воздействие на объемы внешней торговли в странах — участницах Соглашения о МТК «Север — Юг». Это позволит открыть новые возможности для упрощения процедур пересечения границ, сокращения сроков доставки грузов, снижения транспортных издержек и повышения безопасности движения вдоль коридора.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.