Евразийский
банк развития (ЕАБР) оценил потенциал международного транспортного
коридора «Север — Юг». Это активизация взаимодействия ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами Южной Азии
и Персидского залива, наличие значительного потенциала сопряжения МТК «Север —
Юг» с широтными транспортными маршрутами, ускорение процессов цифровизации и
приоритетность климатической повестки, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные доклада.
Мультимодальный
МТК «Север — Юг» связывает скандинавские страны и северо-западную часть ЕАЭС с
государствами Персидского залива и Индийского океана через страны Кавказа и
Средней Азии. Коридор включает инфраструктуру железнодорожного, автомобильного,
воздушного, морского и речного транспорта. Аналитики выделили 3 основные ветви
коридора: - Западная, по западному берегу Каспийского моря через Россию и Азербайджан;
- Восточная, по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и
Туркменистан;
- Транскаспийская, с использованием паромных и контейнерных
линий на Каспийском море.
«Главное преимущество МТК «Север — Юг» перед другими маршрутами, в том числе перед морским маршрутом через Суэцкий канал, — это двукратное сокращение временных затрат на осуществление перевозок. Так, сроки доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал составляют от 30 до 45 дней, в то время как по сухопутному маршруту МТК «Север — Юг» могут варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей через железнодорожные пути Казахстана и Туркменистана, займет 15–18 дней», - указывается в докладе.
Кроме того, железнодорожный
транспорт обеспечивает минимальный углеродный след, что является важным
конкурентным фактором в осуществлении грузовых перевозок по МТК «Север — Юг».
А перенаправление грузоперевозок с морского транспорта на железнодорожный позволит снизить выбросы парниковых газов на 25% за
счет сокращения пути.
«Необходимость создания альтернативного мультимодального коридора «Север — Юг» подтверждена в условиях пандемии COVID-19, в том числе в ходе блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в марте 2021 года. В этих условиях наблюдались глобальный сбой в расписании доставки грузов морским маршрутом и неопределенность в функционировании логистических цепочек доставки товаров, что привело к резкому росту тарифов на морские перевозки», - считают эксперты.
На этом фоне увеличился спрос на железнодорожные перевозки на Евразийском континенте, в том числе за счет стабильности сквозных железнодорожных тарифов. Об успешности сухопутных коридоров свидетельствует и тот факт, что за последние 10 лет железнодорожные контейнерные перевозки по оси Китай — Европа увеличились с 7 тыс. до 547 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ).
Аналитики банка отмечают значительный потенциал контейнерных перевозок по маршрутам МТК «Север — Юг», который может составить от 325 до 662 тыс. ДФЭ (от 5,9 до 11,9 млн тонн) к 2030 году в зависимости от сценария (в настоящее время — 21 тыс. ДФЭ). При этом развитие грузоперевозок по МТК «Север — Юг» представляет значительный интерес для государств — участников ЕАЭС. На долю этих стран приходится 75% потенциального объема контейнерных перевозок (см. рис. 1).
Эффект сопряжения МТК «Север — Юг» с евразийскими широтными транспортными коридорами может обеспечить 127–246 тыс. ДФЭ, или до 40% совокупного потенциала контейнерных перевозок (см. рис. 2).
Основными товарными категориями МТК «Север — Юг», пригодными для контейнеризации, являются продовольствие (21,2%), металлы (16,6%), древесина и бумага (9,5%), машины и оборудование (8,3%), а также минеральные удобрения (4,9%). По мнению авторов доклада, потенциальный объем перевозок, непригодных для контейнеризации грузов, составит от 8,7 до 12,8 млн тонн к 2030 году, в основном за счет транспортировки зерновых культур. В конечном итоге, с учетом потенциала 2 видов товарных категорий — пригодных и непригодных для контейнеризации, совокупный потенциал грузовых перевозок по МТК «Север — Юг» ожидается от 14,6 до 24,7 млн тонн в перспективе к 2030 году.
«Уникальное направление МТК «Север — Юг» создает возможности для стыковки с широтными транспортными коридорами, проходящими с Востока на Запад, — отметил главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров. — Конечной целью видится создание Евразийского транспортного каркаса — сети взаимосвязанных коридоров в направлениях Восток — Запад и Север — Юг, которая будет способствовать возникновению дополнительных грузопотоков за счет синергии и обеспечит внутриконтинентальным странам выход к рынкам. Это поможет сократить издержки экспорта, создать потенциал новых производственных ниш, реализовать транзитный потенциал региона. В силу того, что Евразийский транспортный каркас «дотягивается» до Китая, Индии и Европейского союза, он может выступить материальной основой для реализации идеи Большой Евразии».
Дополнительный объем грузопотоков может быть обеспечен и за счет достижения «бесшовности» транспортных сообщений через цифровизацию и совершенствование мягкой инфраструктуры. Внедрение интеллектуальных транспортных систем и цифровизация международных мультимодальных перевозок и логистики с использованием электронных накладных e-CIM/CMGS и e-CMR, электронных книжек e-TIR и спутниковых навигационных систем окажут благоприятное воздействие на объемы внешней торговли в странах — участницах Соглашения о МТК «Север — Юг». Это позволит открыть новые возможности для упрощения процедур пересечения границ, сокращения сроков доставки грузов, снижения транспортных издержек и повышения безопасности движения вдоль коридора.
Читайте также
Евразийский банк развития опубликовал макроэкономический прогноз