USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
96557.10$
-1524.300

На какие программы Казахстан может обратить внимание - CAREC

Например, каковы перспективы роста рынка халяльной продукции через внедрение программы местного развития

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Казахстану, как и другим странам Центральной Азии есть чему поучиться у азиатских государств. В эпоху постковидного восстановления экономики можно обратиться к успешному опыту запуска программ развития таких стран, как Таиланд, Вьетнам и Камбоджа.

Одной из таких программ является «Один тамбон, один продукт (ОТОР)» («One Tambon, One Product»). Данная программа была начата для развития местного предпринимательства, а также поддержки народного промысла и сельского хозяйства. Тамбон — это административная единица в Таиланде, вроде района или городского округа. Суть программы заключалась в том, что в каждом районе в OTOP продается только продукция, произведенная или выращенная в этой местности. Данная программа могла бы прижиться и на казахстанской почве. Страна вполне закономерно может развить и укрепить лидерство на халяльнo-сертифицированном рынке Центральной Азии. К такому выводу приходят исследователи, обладатели грантов сети аналитических центров Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (CTTN) института ЦАРЭС. Линда Тья Инь-нор и Гуани Лим в исследовании «Общественное предпринимательство в Центральной Азии: уроки программы «Один тамбон, один продукт» в субрегионе Большого Меконга» анализируют казахстанский халяльный рынок и его возможности для роста.

Рост и успех казахстанской халяльной продукции

В последние годы популярность и потребление халяльного мяса в Казахстане значительно выросли. По словам Марата Сарсенбаева, президента ОЮЛ «Ассоциации Халал Индустрии Казахстана», потребление халяльной еды в стране росло за последние годы одновременно с увеличением мусульманского населения, при этом также наблюдался заметный рост спроса на такие продукты питания среди не мусульман. Казахстан пока остается относительно небольшим производителем халяльных продуктов питания в мире. В 2017 году мировой рынок халяль оценивался в 1,4 трлн долларов США, ожидается, что к 2023 году он достигнет 2,6 трлн долларов. Более того, развитие этого нишевого продукта может снизить экономическую зависимость Казахстана от России и Китая, двух его основных соседей и торговых партнеров, которые (пока) не являются значительными потребителями халяльного мяса. Совместными усилиями Комитета по делам религий, Министерства сельского хозяйства, Духовного управления мусульман и Ассоциации халяльной индустрии и предпринимателей Правительство Казахстана утвердило пять национальных стандартов халяль. В 2020 году Казахстан отправил 22 тонны халяльной баранины и говядины в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Таким образом, потенциал для экспорта халяльного мяса из Казахстана стал позитивным событием. По данным исследования рынка халяльного мяса и промышленного развития в Казахстане, сертифицированная халяль баранина имеет большой потенциал для достижения экспортной ценности за счет усовершенствования продукта: развития сильного бренда; поддержания стабильного качества продукции; удовлетворения запросов потребителей; и связи с местным обществом и культурой. Учитывая значительное сельское население Казахстана (43% по состоянию на 2019 год), развитие рынка халяльного мяса может оказать прямое воздействие на рост благополучия большого количества сельских домохозяйств. А внедрение программы, подобной ОТОР может дать дальнейший толчок развитию рынка халяльного мяса в целом.

Положительный пример Кыргызстана

Реализация OTOP в Казахстане требует решительного и последовательного руководства как на национальном, так и на местном уровнях. На практике это означает разработку бюрократической структуры для обеспечения поддержки со стороны ключевых игроков на обоих уровнях. К примеру, в соседнем Кыргызстане успешно реализуется несколько проектов, связанных с сельским хозяйством, включающих передовой опыт как нисходящей (Таиланд), так и восходящей (Вьетнам) системы. Самый известный из этих проектов был реализован в 2006 году в Иссык-Кульской области, в рамках которого было отобрано уникальное войлочное изделие ручной работы. Проект принес не только прибыль участникам, но и долгосрочное экологическое улучшение местного сообщества. В 2010 году продукт был выбран для включения в маркетинговую сеть MUJI (популярный японский бренд товаров для повседневной жизни).

Дальнейшие шаги

Авторы исследования сети аналитических центров института ЦАРЭС считают, что местные органы власти могут сыграть важную роль в производстве халяльного мяса в Казахстане. От них зависит распределение государственных субсидий для облегчения регистрации компаний, сертификации халяльных товарных знаков, борьбы с болезнями, обеспечения качества мяса, логистической инфраструктуры и т.д. Местным органам власти следует также рассмотреть возможность принятия мер для дифференциации основных и нишевых рынков между крупными и мелкими производителями, устранения напряженности между ними, в то же время помочь мелким животноводам получить лучший доступ к пастбищам, водные пути и общественный автомобильный транспорт. Среди рекомендаций в исследовании можно отметить: «внедрение целостного подхода к сертификации халяль, который устраняет внутренние и региональные различия»; «работу с конкретными предприятиями по переработке мяса халяль с субсидиями и обучением по вопросам сертификации халяль»; «повышение лояльности клиентов к премиальной халяльной продукции за счет обеспечения 100% халяльной цепочки поставок».

Казахстан может извлечь уроки из траекторий роста и проблем стран субрегиона Большого Меконга, к которым относятся Мьянма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, а также провинция Юньнань и Гуанси-Чжуанский автономный район КНР. Интеграция с более развитыми странами Восточной Азии может привлечь дополнительные инвестиции, технологии, а также обеспечить более сильный коммерческий и социально-экономический обмен. Подобные возможности могут помочь организовать международные организации, включая Азиатский банк развития (АБР) и Институт ЦАРЭС.

О сети аналитических центров ЦАРЭС (CTTN)

Сеть, созданная в 2017 году Институтом ЦАРЭС, объединяет многочисленные аналитические центры и университеты из 11 стран региона ЦАРЭС. CTTN пытается улучшить системный региональный обмен знаниями; способствовать управленческим исследованиям и поисковым решениям для поддержки правительств; дать возможность более качественного консультирования по вопросам управления; сократить разрыв между исследованиями и управлением; и повышать коллективный интеллект для консолидации ресурсов развития для эффективного сотрудничества, улучшения услуг и повышения производительности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.