Вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Анна Бьерде, будучи в конце прошлой недели с официальным визитом в Нур-Султане, дала эксклюзивное интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
Во время разговора были затронуты темы касательно экономической ситуации в стране, эффективности управления бюджетными расходами и Национальным фондом, а также ухода государства от политики субсидирования.
Помимо этого Анна Бьерде рассказала, как Всемирный банк поддерживает Казахстан на пути к декарбонизации и достижению углеродной нейтральности, и изменятся ли приоритеты международного финансового института по проектам в Центрально-Азиатском регионе.
В 2022 году Всемирный банк отметит 30-летие стратегического партнерства с Казахстаном, в рамках которого уже было реализовано свыше 55 проектов на общую сумму более 8 млрд долларов в таких сферах, как финансы, инфраструктура, ЖКХ, энергетика, малый и средний бизнес, АПК и IT-сектор.
- Анна, расскажите, пожалуйста, как Всемирный банк оценивает экономическую ситуацию в Казахстане, в том числе в условиях пандемии? Какие из существующих на сегодня проблем останутся актуальными и в среднесрочной перспективе?
- Пандемия сильно ударила по всем странам, и Казахстан не был исключением. COVID-19 стал причиной самого большого экономического спада в Казахстане за последние двадцать пять лет и до сих пор сдерживает темпы роста экономики страны.
По последним прогнозам Всемирного банка, подготовленным этой осенью, Казахстан развивается более динамично, чем ожидалось прошлой весной. Сейчас мы прогнозируем рост ВВП на уровне 3,5% в этом году и 3,7% в течение 2022 года.
Вместе с тем потребуются своевременные меры, которые могли бы стимулировать экономический рост и направлять его в русло устойчивого, «зеленого» и инклюзивного развития.
Прежде всего Казахстану необходимо продолжать уделять внимание повышению уровня вакцинации против COVID-19. Достигнутый уровень в 40% является хорошим заделом для продолжения вакцинации. Однако мы знаем, что, достигнув такого уровня, многие страны сталкиваются со скептицизмом населения, и повышение уровня вакцинации требует больших усилий. Тем не менее, с нашей точки зрения, вакцинация широких слоев населения нужна для стабильной экономической активности и позволит школам и предприятиям работать бесперебойно.
Из прошлого опыта известно, что негативные последствия пандемий ощущаются на протяжении десятилетий.
До пандемии Казахстан предпринимал шаги, направленные на существенное улучшение образования и здравоохранения. Речь идет о человеческом капитале страны. Ребенок, рожденный в Казахстане до пандемии, имел шанс достичь 63% от уровня своей потенциальной производительности при условии полного доступа к образованию и здравоохранению. Это значит, что более трети человеческого потенциала не реализовывалось.
Несомненно, в условиях пандемии достичь запланированных целей в области образования и здравоохранения будет еще труднее. Мы обеспокоены потерями в области образования и тем, как на здоровье населения скажется направление большой доли ресурсов на лечение больных COVID-19. Мы рекомендуем правительствам не сокращать бюджеты образования и здравоохранения и даже увеличивать вложения в эти секторы, обращая особое внимание на учителей и их подготовку, включая навыки дистанционного обучения с использованием современных технологий, а также работы с учащимися, которые могут отстать от программы или уже отстали.
Еще один приоритет для Казахстана – переход к более «зеленой» экономике. Для страны, столь сильно зависящей от углеводородного топлива – это очень серьезный вызов и сложный процесс. Тем не менее постановка такой цели - достичь углеродной нейтральности и расширить использование возобновляемых источников энергии к 2060 году – важный шаг в этом направлении. Теперь требуется четкий план действий, включающий перечень мер, последовательность их введения и сроки исполнения.
Мы призываем к тому, чтобы в центре этих преобразований находилась забота о людях, особенно когда будет происходить постепенный отказ от угля. Это то, что мы называем «справедливым переходом», в котором участвует все общество – правительство, частный сектор, местные сообщества, ученые и гражданское общество. При этом акцент делается на новых источниках роста и новых рабочих местах.
- Насколько эффективно, на ваш взгляд, в Казахстане осуществляется управление бюджетными расходами и Национальным фондом? По вашему мнению, стоит ли уменьшать, или наоборот, увеличивать неснижаемый порог средств Нацфонда?
- По нашим оценкам, Казахстан успешно справляется с управлением бюджетом и обеспечением макроэкономической стабильности. Государственный долг находится на относительно низком уровне, и в стране имеются достаточные фискальные и валютные резервы для смягчения негативного влияния возможного кризиса.
В то же время всегда есть возможности для повышения эффективности расходования бюджетных средств. Например, в области обеспечения справедливого распределения плодов экономического развития можно сосредоточиться на укреплении человеческого капитала и улучшении жизни всех слоев общества.
А в целях повышения эффективности управления предприятиями можно отказаться от создания неправильных стимулов для неэффективных фирм и государственных предприятий. Суть в том, что необходимо позволить неуспешным предприятиям уйти и освободить место для более успешных. Это также поможет развитию динамичного и стабильного финансового сектора, включая более широкий доступ компаний к кредитованию и управление уровнем проблемных кредитов.
Что же касается вопроса о размере неснижаемого остатка, то его нельзя рассматривать в отрыве от вопроса об оптимальном использовании средств Национального фонда. Другими словами, оптимальный уровень остатка может быть установлен только в процессе достижения политического консенсуса по текущим и стратегическим приоритетам страны в контексте пандемии COVID-19, глобальной декарбонизации и отказа от углеводородных источников энергии.
- Каковы ваши прогнозы относительно роста государственного долга Казахстана?
- Позвольте прежде всего отметить, что государственный долг Казахстана находится на относительно низкой отметке в 26% ВВП. Как и правительства многих других стран, правительство Казахстана должно было действовать решительно, чтобы противодействовать кризису, вызванному пандемией, и спаду производства. В 2020 году Казахстан потратил около 9% ВВП на меры фискального регулирования и увеличил бюджетные ассигнования на образование на 1,1% ВВП. Поэтому мы ожидаем, что государственный долг вырастет, но по-прежнему останется в рамках допустимых границ.
При обсуждении государственного долга важно ответить на вопрос, обеспечивают ли государственные займы решение поставленных задач. Достижение поставленных целей оправдывает существование долга. Однако государственная политика должна быть направлена на эффективное использование средств и финансирование приоритетных статей расходов.
- На ваш взгляд, насколько удается Казахстану сегодня реализовывать планы по снижению доли государства в экономике (до 14% к 2026 году)? Какие барьеры существуют на этом пути?
- Уменьшение роли государства в экономике крайне необходимо для обеспечения единых и прозрачных условий для инвестиционной и инновационной деятельности частного сектора. В Казахстане уровень государственного контроля в ключевых областях экономики выше, чем в среднем в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Защита неэффективных государственных предприятий может подрывать успешное управление экономикой.
Решение о создании независимого Агентства по защите и развитию конкуренции стало важной вехой в обеспечении нейтральной государственной политики в отношении экономической конкуренции, не отдающей предпочтения государственным предприятиям или каким-либо другим участникам экономической деятельности.
Государство должно ограничить свою экономическую деятельность теми секторами, в которых его участие необходимо. Это значит, что правительству следует определить, рационализировать и оптимизировать роль государства в установлении должных ожиданий и границ, а также выхода из секторов, в которых частные компании активны и лучше справляются с инвестициями и оказанием услуг. Четко обосновав и определив роль государства, которая будет одинаковой в отношении всех госпредприятий, правительство может обеспечить эффективное разграничение полномочий, стандарты и систему управления госпредприятиями.
Однако на пути этих реформ существует ряд препятствий. В частности, сложившаяся система привилегий затрудняет реформы. В то же время барьеры, связанные с доступом на рынок, и искажение цен в секторах, где доминируют государственные предприятия, затрудняют приход частных предприятий в эти секторы. Однако правительство может способствовать успеху преобразований в данной важной сфере, поддерживая инновации и инвестиции в частном секторе параллельно с отказом от программ поддержки госпредприятий, искажающих рыночные механизмы, включая субсидии.
- То есть государству стоит уходить от политики субсидирования, в том числе процентных ставок для банков второго уровня?
- Хоть субсидии и могут быть оправданными – например, при неэффективности рыночных механизмов или неравном доступе к финансовым ресурсам – опыт свидетельствует о том, что они часто работают не так, как было задумано.
Что касается субсидирования процентных ставок, мы рекомендовали Правительству Казахстана постепенно отказаться от них. Эти субсидии подрывают соревновательное распределение капитала и не позволяют направлять капитал не в «фирмы-зомби», а в жизнеспособные и новые эффективные компании. Мы также знаем из практического опыта, что субсидирование процентных ставок может повредить развитию финансовой сферы и экономическому росту.
Что касается приоритетов на будущее, с нашей точки зрения, Правительству Казахстана следует реструктурировать программы государственного финансирования так, чтобы в большей мере полагаться на непрямые и рыночные инструменты – такие как частичные гарантии кредитов с продуманными ценами и структурой (схемы разделения рисков). Гарантированные займы, выплаты по которым не осуществляются, должны подвергаться рыночному механизму, который поможет предприятиям, не справляющимся с долговой нагрузкой, реструктуризировать долг или вернуть задерживаемые финансовые средства в оборот.
Принимая во внимание динамику кризиса, вызванного COVID-19, размер государственных программ финансовой поддержки можно будет постепенно уменьшить и позволить рыночным силам и конкуренции регулировать распределение капитала в экономике.
Правительственные программы финансовой поддержки должны быть более доступными для всех; они должны помогать фирмам в сельских и отстающих регионах использовать все возможности обеспечения людей продуктивной работой. Эти программы также могли бы способствовать реализации более амбициозных целей в области «зеленой экономики», например, увеличивая финансирование инноваций в области зеленых технологий.
- Как вы считаете, улучшился ли в Казахстане за последние годы инвестиционный климат как в плане развития инфраструктуры, так и в плане преодоления административных и законодательных барьеров?
- Инвестиционный климат, безусловно, улучшился. Казахстан упростил законодательство, регулирующее прямые иностранные инвестиции (ПИИ), и продолжает стремиться к соответствию стандартам стран-членов ОЭСР. Так, например, реформы облегчили административное бремя предприятий и увеличили защищенность иностранных инвесторов.
Тем не менее Казахстан добился весьма скромных успехов в привлечении прямых иностранных инвестиций за пределами нефтегазового сектора, который в свою очередь оказывает несущественное позитивное влияние на другие сферы экономики и подвержен значительным перепадам цен на сырьевые товары.
Мы бы рекомендовали Казахстану разработать комплексную стратегию совершенствования среды ведения бизнеса для всех инвесторов и повышения производительности труда. ПИИ были бы одним из элементов этой стратегии. Всемирный банк участвует в разработке подобных комплексных стратегий во многих странах и готов оказать содействие в этом процессе.
- Все больше на глобальную повестку дня выходит вопрос энергоэффективности и низкоуглеродного развития. Как Всемирный банк поддерживает Казахстан на пути к декарбонизации и достижению углеродной нейтральности?
- Казахстан признает, что модель развития, не принимающая во внимание степень воздействия на экологическую ситуацию и климат, сегодня неприемлема. Мы были рады узнать, что Казахстан присоединился к ряду важных обязательств в области климата на 26-й Конференции ООН по изменению климата в Глазго.
Для Казахстана ключевой задачей является сочетание декарбонизации с экономическим ростом. Другими словами, Казахстану необходимо принять модель инклюзивного роста на основе рыночной экономики, базирующейся на эффективном и рациональном использовании природных ресурсов. При правильном подходе такая модель роста может открыть новые возможности для инноваций и инвестиций и таким образом обеспечить новые рабочие места в будущем.
Борьба с изменением климата является одним из приоритетов Группы Всемирного банка. В рамках нашего недавно принятого Плана действий по борьбе с изменением климата мы работаем с угледобывающими странами любого размера, чтобы помочь национальным, региональным и местным правительствам разработать четкие дорожные карты постепенного отказа от угля, защиты работников, их семей и сообществ, а также окружающей среды, при параллельной поддержке инвестиций в энергетическую эффективность, низкоуглеродные и возобновляемые источники энергии. Мы гордимся тем, что Группа Всемирного банка является крупнейшим источником многостороннего финансирования мероприятий по противодействию изменению климата.
С 2014 года мы предоставляем техническую помощь Правительству Казахстана по вопросам сокращения выбросов и выполнения взятых на себя обязательств. Мы готовы помочь правительству сделать экономику более зеленой посредством экспертной помощи и инвестиций в различные секторы, включая альтернативные источники энергии, энергетическую эффективность, обеспечение устойчивости к изменению климата в лесном хозяйстве, в управлении водными ресурсами и ирригацией, а также в развитии животноводства.
- Какие новые проекты Всемирный банк намерен реализовать в Казахстане в среднесрочной перспективе?
- Партнерство между Казахстаном и Всемирным банком длится уже три десятилетия. За этот период мы стали свидетелями серьезных политических успехов, и Казахстан внедрил бюджетно-налоговую систему, регулируемую четкими правилами. Наша стратегия партнерства с Казахстаном до 2025 года согласована как с правительственной программой реформ, так и со стратегией развития до 2050 года. Наши проекты определяются стратегией партнерства и сосредоточены в трех приоритетных областях: продвижение инклюзивного роста, развитие человеческого капитала и обеспечение устойчивого низкоуглеродного роста. Сквозными приоритетными темами в этих трех областях являются создание более эффективных систем управления, укрепление рынков и социальных институтов.
Однако существуют ключевые области для реформ, и большая часть работы в среднесрочной перспективе будет сосредоточена на одном из самых сложных приоритетных направлений развития страны – зеленом росте. Для страны с девятыми по величине запасами нефти в мире и экономикой, в которой доминирует добыча углеводородного сырья, чрезвычайно важна наша поддержка мер, направленных на уменьшение зависимости от сырьевых товаров. Это также повысит устойчивость экономики к резким перепадам цен на эти товары.
Мы сотрудничаем в нескольких важных областях. В настоящий момент мы завершаем подготовку проекта по оказанию бюджетной поддержки министерству финансов, в рамках которой Всемирный банк обеспечит средства для реализации ряда реформ, которые будут способствовать более инклюзивному и устойчивому росту за счет более энергичного частного сектора и более подотчетного и прозрачного государственного сектора.
Мы также ожидаем ратификацию программы «Устойчивое животноводство» Парламентом Казахстана. Эта программа, уже одобренная Советом исполнительных директоров Всемирного банка, поможет Казахстану реализовать свой сельскохозяйственный потенциал за счет экологически устойчивого, инклюзивного и конкурентоспособного производства говядины в стране.
Учитывая сложность процессов перехода к «зеленой» экономике, мы подходим к вопросам экологии и климата с разных сторон. Поэтому для описания поддержки Казахстана в этой области потребуется не одно интервью. В интересах краткости позвольте назвать лишь несколько новых инициатив.
Так, мы планируем пятилетнюю программу «Устойчивый ландшафт», которая поможет восстановить земельные и лесные экосистемы. Эта работа восстановит сельскохозяйственные угодья и принесет пользу сельским жителям.
Помимо этого мы готовим доклад «Климат и развитие страны», который поможет правительству разработать дорожную карту и сформулировать меры, направленные на повышение устойчивости и выполнение обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, а также реализовать стратегию низких выбросов.
В сфере образования мы определили неравный доступ к качественному образованию как критический риск для развития человеческого капитала в Казахстане. Более того, COVID-19 угрожает подорвать достижения предыдущего десятилетия в области развития человеческого капитала. В этом контексте мы приветствуем национальный проект по образованию и его нацеленность на обеспечение равноправия и доступности качественного образования для всех жителей Казахстана. Мы намерены усилить нашу поддержку этого проекта по следующим ключевым направлениям: акцент на равноправие, ускорение обучения после COVID-19, укрепление потенциала системы для реализации проекта, содействие эффективному использованию финансов, а также строгий мониторинг и оценка для постоянного улучшения подходов к образованию и обучению.
Другие области, в которых мы взаимодействуем с правительством, включают развитие цифровых технологий, транспорт и доступность электронных коммуникаций, энергоэффективность и развитие Северного Арала.
- Изменятся ли приоритеты Всемирного банка в плане поддержки проектов в Центрально-Азиатском регионе? Будет ли смещен акцент?
- Центральная Азия останется важным регионом и партнером для Всемирного банка на долгие годы. Мы гордимся тем, что вскоре будем отмечать 30-летие партнерства со всеми странами региона.
Мы намерены поддерживать страны Центральной Азии на их пути к уверенному восстановлению экономики, устойчивому и справедливому росту и сокращению бедности. В краткосрочной перспективе это означает использование наших консультационных и аналитических услуг и финансовой поддержки для повышения уровня здравоохранения, образования и социальной помощи, включая поддержку безработных в рамках преодоления последствий COVID-19. В среднесрочной перспективе мы продолжим придерживаться курса, ориентированного на помощь странам Центральной Азии в области защиты человеческого капитала, поддержки развития частного сектора и предпринимательства – с особым акцентом на возможности для женщин и молодежи – и содействие в стимулировании «зеленого» и инклюзивного восстановления экономики.
Наши приоритеты не меняются, напротив, они развиваются и углубляются. Пандемия подчеркнула важность сотрудничества, поэтому наша региональная программа будет только укрепляться. Мы хотим помочь странам этого региона наладить более эффективные связи друг с другом и с соседними рынками, больше торговать, использовать сильные стороны друг друга и обмениваться знаниями и опытом.