В этом году темпы экономического роста в странах с формирующимися рынками и развивающейся экономикой в регионе Европы и Центральной Азии, вероятно, будут незначительными вследствие продолжающихся последствий вторжения России в Украину, сохраняющегося высокого уровня инфляции и ужесточения бюджетных условий, отмечается в Обзоре экономики региона, опубликованном Всемирным банком 6 апреля.
Вместе с тем, согласно текущим прогнозам, объем выпуска в регионе вырастет в 2023 году на 1,4%, что существенно лучше, чем показатель в 0,1%, который ожидался ранее. «Эта позитивная – невзирая на глубокий спад – картина экономической активности в 2023 году отражает ослабление экономического спада в России и более благоприятные перспективы для Украины», - поясняют аналитики международного финансового института.
Предполагается, что темпы роста в регионе в 2024-2025 годах в среднем будут составлять 2,7% по мере снижения инфляции, восстановления внутреннего спроса и улучшения внешних условий.
Резкий рост потребительских цен, особенно на продовольствие и энергоносители, привел к тому, что медианная годовая инфляция в странах региона Европы и Центральной Азии к концу 2022 года подскочила до 15,9%, что стало максимальным значением за более чем 20 лет и самым высоким показателем среди всех развивающихся регионов мира. До того как уровень инфляции стал повышаться в 2021 году, ее среднее значение для стран с формирующимися рынками и развивающейся экономикой региона Европы и Центральной Азии не превышало 4%, уточняется в обзоре.
«Перспективы представляются крайне неопределенными. В случае эскалации боевых действий, вызванных вторжением России в Украину, дальнейшего роста цен на продовольствие и энергоносители, повышения процентных ставок в глобальном масштабе или в регионе, либо неожиданной смены направления потоков капитала, поступающих в регион, темпы экономического роста в 2023 году могут оказаться ниже. Негативное влияние на экономический рост могут оказать также текущие события в банковском секторе ряда развитых стран», - считают эксперты Всемирного банка.
При этом экономика Украины, по прогнозам, в текущем году вырастет на 0,5% после глубокого спада на 29,2% в 2022 году. Масштабы экономического ущерба для Украины, вызванные вторжением России, огромны, однако экономическая активность в 2023 году поддерживается благодаря открытию черноморских портов, возобновлению торговли зерном и значительной поддержке со стороны доноров. Недавние оценки Всемирного банка показывают, что затраты на восстановление Украины выросли уже до 411 млрд долларов – эта сумма более чем в два раза превышает размер довоенной экономики страны в 2021 году, сообщается в документе.
В обзоре также говорится о влиянии катастрофических землетрясений в Турции 6 февраля 2023 года. Согласно оценкам Всемирного банка, прямой ущерб от них составил около 34,2 млрд долларов, или 4% ВВП страны за 2021 год. При этом фактические затраты на полномасштабное восстановление и реконструкцию могут вдвое превышать суммы прямого ущерба. С учетом последствий этих землетрясений прогнозируется, что темпы роста в 2023 году составят 3,2% и достигнут среднего значения в 4,2% в 2024-2025 годах, чему будут способствовать меры государственной поддержки домохозяйств и инвестиции в условиях продолжения восстановительных работ.
Что касается Казахстана, аналитики Всемирного банка констатируют, что в 2022 году экономика страны выросла на 3,2%. Однако всплеск инфляции привел к сокращению реальных доходов домохозяйств с низкими доходами и в дальнейшем может подорвать усилия государства по сокращению бедности. При этом авторы обзора ожидают, что в 2023 году инфляция все-таки снизится, а темпы роста увеличатся.
Между тем вторжение России в Украину и геополитическая напряженность с сопутствующими рисками перебоев в транспортировке нефти могут продолжить негативно влиять на Казахстан.
Согласно прогнозу Всемирного банка, в экономике РК будет наблюдаться умеренное увеличение роста до 3,5% в 2023 году и до 4% в 2024 году, во многом благодаря активности в секторе углеводородов (например, увеличение объемов добычи нефти). Прямые иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность продолжатся, так же как и финансирование государственной программы доступного жилья. В то же время рост потребления домохозяйств, вероятно, будет сдерживаться из-за высокой инфляции, увеличившейся стоимости заимствований и растущей задолженности.
Аналитики Всемирного банка полагают, что инфляция хоть и снизится, но все равно останется высокой в 2023 году из-за длительного воздействия повышенных цен на продовольствие. При этом жесткая денежно-кредитная политика будет способствовать снижению ее уровня до верхней границы целевого диапазона к 2025 году.
По мере ускорения экономического роста и снижения инфляции ожидается, что уровень бедности сократится незначительно, до 14,7% (при черте бедности 6,85 доллара в день) в 2023 году.
Авторы обзора утверждают, что рост стоимости продуктов питания и жилья останется ключевым фактором, влияющим на благосостояние населения, особенно на домохозяйства с низким доходом.
«Инфляция уничтожает реальный доход населения, причем высокая инфляция сказывается на положении беднейших категорий населения гораздо сильнее, чем на положении самых богатых», – обращает внимание главный экономист Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Ивайло Изворски.
Очевидно, что реакцией правительств стран региона на кризис стоимости жизни стало предоставление социальной помощи и субсидий: последние предусматривали введение моратория на повышение цен на энергоносители, снижение платы за пользование общественным транспортом, введение предельных значений тарифов на электроэнергию и газ для бытовых и промышленных потребителей.
В свою очередь меры политики, не учитывающие различия в степени воздействия инфляции на разные домохозяйства, могут не обеспечить достаточной поддержки уязвимым группам населения и оказаться неэффективными и менее действенными. Для того чтобы точнее отразить фактическую стоимость жизни для бедного населения, аналитики Всемирного банка рекомендуют использовать для измерения инфляции не только традиционный индекс потребительских цен (ИПЦ), но и другие показатели. Это крайне важно, чтобы разрабатывать действенные меры, направленные на содействие экономическому росту и сокращение бедности, резюмируют авторы обзора.