Настало ли время уйти от краткосрочных мер стимулирования экономики и что необходимо сделать для перехода к долгосрочному экономическому росту? На этот вопрос ответил первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков во время IX Конгресса финансистов Казахстана, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В начале своего выступления чиновник напомнил, что правительство с момента начала пандемии реализовало несколько пакетов антикризисных мер, которые были направлены на поддержание доходов, занятости, поддержку бизнеса и внутреннего спроса, а также на противопандемические мероприятия.
«В апреле текущего года мы впервые вышли в положительную зону роста, за 10 месяцев 3,5%, и до конца года мы ожидаем, что у нас в районе 3,7-3,8% будет рост (экономики – Ред.)», - сказал Тимур Жаксылыков.
Он пояснил, что рост происходит на фоне улучшения глобальной экономической конъюнктуры, восстановления спроса, увеличения предложения, восстановления логистических связей, повышения цен на экспортные позиции Казахстана, такие как нефть и газ.
Вместе с тем увеличение уровня инфляции вице-министр связывает с обусловленными пандемией разрывами между спросом и предложением, а также масштабными количественными смягчениями, которые проводили многие страны для стимулирования спроса.
По его словам, очевидным ответом на рост инфляции во всем мире становится ужесточение денежно-кредитной политики и последующий за этим процесс повышения ставок.
«Выход из антикризисной парадигмы требует определенного переходного периода подготовки к посткризису, поэтому правительство будет действовать постепенно, с оглядкой на эпидемическую ситуацию», - отметил Тимур Жаксылыков.
Что касается непосредственно ключевых мер по переходу к долгосрочному и устойчивому экономическому росту, которые были определены в национальном плане развития до 2025 года и в принятых недавно национальных проектах, то здесь вице-министр нацэкономики выделил пять направлений.
Во-первых, это обеспечение роста инвестиций в основной капитал, во-вторых, строительство инфраструктуры, в-третьих, развитие человеческого капитала, в-четвертых, акцент на цифровые решения и переход к цифровой экономике, и в-пятых, развитие конкуренции, разгосударствление, переход к новой политике в отношении бизнеса.
«Для стимулирования притока инвестиций будут приняты меры по повышению уровня прав инвесторов, улучшению структуры и качества регулирования инвестиционной деятельности. Для инвесторов будут предоставлены особые условия и порядок предоставления льгот и преференций», - обозначил Тимур Жаксылыков.
Наряду с этим чиновник выделил важность конкурентной политики. «Будет делаться акцент на применение мягкого права на конкурентной основе, доступ к ключевой мощности, сокращение государственных заданий, госзакупок из одного источника и дальнейшую приватизацию госсобственности», - объяснил он.
Также он заявил, что для формирования новой регуляторной политики будет проводиться ревизия обязательных требований и создание реестра. Уже подготовлен проект закона о новой регуляторной политике, который прошел первое чтение в мажилисе. Ожидается, что до конца года он будет принят, уточнил вице-министр.
«Что это даст бизнесу? Не дожидаясь принятия закона, мы начали проводить ревизию регуляторных требований в пилотных сферах. В частности, в сфере общественного питания выявили, что в 67 НПА содержится порядка 1700 обязательных регуляторных требований, выяснилось, что практически 48% из них не соответствуют требованиям регуляторной политики, они должны быть пересмотрены, либо отменены», - отметил Тимур Жаксылыков.
Таким образом, по его словам, будет реализован принцип регуляторной гильотины в 2022 и 2023 годах. Этим же законопроектом предусмотрено, что любое обязательное вводимое регуляторное требование должно сопровождаться отменой двух действующих в той же сфере регулирования.
Читайте также
За 2 года НБРК выделил 2,3 трлн тенге на стимулирование деловой активности и поддержку занятости