USD
443.35₸
EUR
475.54₸
RUB
4.82₸
BRENT
88.77$
-0.200
BTC
63578.70$
+350.500

Почему растут цены на бензин?

О ценообразовании и факторах удорожания топлива

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему растут цены на бензин?- Kapital.kz

В Казахстане цены на бензин снова возросли, усиливая тревогу в обществе. Причины этого одни эксперты видят в структуре ценообразования, другие же ожидают инфляционную волну, а третьи считают, что рост цен — самовольное решение автозаправочных станций. В чем истинная причина удорожания - разбирались аналитики FinReview.info.

Бензин на казахстанских автозаправочных станциях продолжает дорожать с марта 2021 года. Например, в Нур-Султане в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150 до 180 тенге за литр. При этом резкий скачок произошел за последнюю неделю — стоимость выросла на 3–8 тенге за литр.

Но прежде чем разбираться в причинах удорожания, важно рассмотреть, из чего формируется стоимость бензина.

Высокие операционные расходы — дорогой бензин

С 2018 года после модернизации нефтеперерабатывающих заводов казахстанские производители стали самостоятельно покрывать внутренний спрос в топливе и даже нарастили экспортные поставки. Теперь НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года. Безусловно, это значимое событие для нефтегазового сектора страны, так как импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза.

Логично предположить, что теперь наша страна может самостоятельно регулировать стоимость бензина для внутреннего рынка, обеспечивая население дешевым топливом. Но на самом деле все иначе — несмотря на то что стоимость нефти за последние три года колебалась в существенных пределах, цена на бензин плавно росла, резко подорожав лишь в октябре 2017 года и апреле 2021 года. Иными словами, цена на бензин не зависит от стоимости нефти, потому что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 20% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долларов баррель.

Почему растут цены на бензин? 1045972 - Kapital.kz

Розничная стоимость бензина формируется из её оптовой цены на НПЗ с учётом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до автозаправочной станции — хранение на нефтебазе, операционные расходы, налоги, банковское обслуживание, НДС, заработные платы, маржа давальца и др. При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11–14%, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего 1–3 тенге за литр. То есть фактически предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин.

Теперь, собственно, перейдем к основным причинам роста цен на бензин:

Во-первых, бензин ― биржевой продукт

Торги бензином на товарной бирже ETS запущены в рамках развития инфраструктуры централизованной торговли и перехода топливно-энергетического сектора к рыночной экономике. На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10% производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15–20%.

Уже через товарную биржу реализовано 499 тыс. тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95. В результате торгов сформированы ценовые индикаторы. Их рост с запуска первых торгов, которые были в марте 2021 года, составил 24%.

Во-вторых, повышение курса доллара сказывается на ценообразовании бензина

Для модернизации нефтеперерабатывающих заводов были привлечены заемные средства в иностранной валюте. Соответственно, если доллар растет, то их обязательства увеличиваются, а следом растут и цены на бензин.

Согласно данным Бюро национальной статистики, инвестиции в основной капитал, направленные на усиление производственных мощностей, на 6,4 млрд тенге состоят из заемных средств. А курс доллара с марта вырос с 417 до 429 тенге за единицу.

В-третьих, ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах грозят стране дефицитом бензина

Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Только в январе текущего года завод запускали более 20 раз и всякий раз энергии было недостаточно. Как следствие — технологический сбой оборудования, внеплановый ремонт, снижение объемов переработки нефти и недовыпуск продукции.

Очевидно, что внеплановое приостановление производства вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.

Чтобы снизить нагрузку на внутренний топливный рынок, плановые капитальные ремонты на Павлодарском и Шымкентском заводах были перенесены на более поздний срок. Тем не менее эти работы будут проведены, а значит - риски более масштабной нехватки запасов топлива сохраняются.

В-четвертых, ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение

Регулирование цен на топливо со стороны государства действовало до 2015 года. Изначально меры административного контроля заключались в прямом определении отпускных цен, но с 2011 года они ограничились определением максимально допустимой стоимости. Эти меры с середины прошлого десятилетия были отменены, и рынок перешел в свободное плавание. А значит, конечную стоимость теперь формирует именно объем спроса и предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует реализацию топлива. Но оставляет за собой некоторые ограничительные меры, способные сдержать неконтролируемый рост. К примеру, нефть на НПЗ по-прежнему поставляется по себестоимости, а не по рыночной цене.

Инвестиции — как способ снижения себестоимости бензина

Бензин относится к категории социально значимых товаров, удорожание которых несет мультипликативный эффект в части влияния на цены других товаров и услуг. Иными словами, увеличение стоимости бензина приведет к повышению инфляции и снижению потребительской способности населения, что, безусловно, негативно скажется на национальной экономике.

Поэтому для государства снижение нагрузки на НПЗ является стратегически важной задачей. В первую очередь речь идет о сокращении закредитованности заводов, которая очевидно отражается в себестоимости топлива, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам.

Достичь такого результата возможно за счет привлечения инвестиционных средств, которые позволят отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и нарастить объем производства благодаря расширению географии сбыта топлива на внешние рынки. Для их притока важна международная финансовая интеграция, которая как раз способствует увеличению движения капитала по сравнению с товарными потоками. Передаточным звеном такой интеграции в Казахстане выступает Международный финансовый центр «Астана». Участники финцентра по состоянию на 1 июня 2021 года осуществили инвестиции в 1,6 млрд долларов в развитие финансовых технологий, строительство, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, туризм. Из них 1,4 млрд долларов были привлечены в 2020 и 2021 годах. Безусловно, эти показатели определяют эффективность МФЦА как платформы для привлечения инвестиций и развития отраслей экономики. И соответственно финцентр становится ключевым звеном в восстановлении национальной экономики после последствий коронакризиса.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.