Бизнес владельцев платежных терминалов не нуждается в субсидировании.
Бизнес владельцев платежных терминалов уже достаточно окреп и не нуждается в дополнительном субсидировании. Такой точки зрения придерживаются в Beeline Казахстан, поэтому с 16 июня 2013 года ТОО «КарТел» с торговой маркой Beeline планирует снизить комиссионное вознаграждение для своих партнеров. Правда, на сколько именно, пока не известно. В итоге некоторые терминальщики свои потери хотят переложить на абонентов, либо вообще исключить Beeline из числа своих партнеров.
В середине мая ТОО «КарТел» уведомило своих партнеров, то есть платежные системы, о намерении с 16 июня 2013 года снизить комиссионное вознаграждение.
«Сети терминалов по приему платежей вводили взимание дополнительной комиссии непосредственно с абонентов. Сейчас размер такой комиссии составляет до 12% от суммы каждого платежа абонента. Это позволяет сети приема наличных платежей самостоятельно и активно развиваться. Параллельно сети приема и пополнения платежей расширили круг компаний из различных индустрий, платежи за услуги которых они принимают», – говорит генеральный директор Beeline Казахстан Тарас Пархоменко.
Компания неоднократно снижала комиссионное вознаграждение для своих партнеров. По словам г-на Пархоменко, по мере ежегодного роста объемов принимаемых платежей в период с 2006 по 2012 годы ставка вознаграждения платежным системам за прием наличных платежей для абонентов Beeline планомерно уменьшалась. «В Казахстане, по нашим данным, насчитывается более 18 тыс. терминалов, более 4 тыс. из которых установлены в Алматы. Компаний, которые владеют терминалами по приему наличных платежей, – в стране несколько сотен. На наш взгляд, система уже достаточно окрепла и не нуждается в дополнительном субсидировании со стороны Beeline Казахстан», – аргументировали свою позицию в Beeline Казахстан.
Здесь обращают особое внимание на тот факт, что в данный момент компания не прекращает, а продолжает осуществлять выплаты вознаграждения компаниям-платежным системам за прием наличных платежей для абонентов Beeline. «Компания «КаР-Тел» направила компаниям-платежным системам предложение о новых формах сотрудничества. Мы предложили партнерам рассмотреть возможность сотрудничества в сфере продаж услуг по подключению голосовых услуг и интернет-пакетов, информационно-развлекательных услуг, с выплатой вознаграждения в виде процента среднемесячного дохода от одного подключенного абонента», – отмечает г-н Пархоменко.
Как сообщил «Капитал.kz» генеральный директор компании оператора терминалов ТОО «Unicum Kazakhstan» Бейбут Асанбаев, в среднем по рынку размер комиссионного вознаграждения варьируется от 0,5 до 2%. При этом комиссионное вознаграждение от партнеров, в частности от сотовых операторов, не является основным источником получения дохода терминальщиков.
Владельцы платежных терминалов и платежных систем вроде бы и не против снижения комиссионного вознаграждения, но ссылаются на то, что заключенные ранее договоры аренды нельзя переписать, а в годовых бюджетах уже учтены затраты на персонал и сервисное обслуживание терминала. «Терминальщики при формировании арендной платы для точек всегда рассчитывали на вознаграждение мобильных операторов. В случае значительного снижения «КаР-Тел» комиссионного вознаграждения они должны будут снизить размер арендной платы или расторгнуть договоры аренды в силу их экономической нецелесообразности. Например, стоимость аренды одного квадратного метра в Алматы варьируется от 5-50 тыс. тенге, в зависимости от проходимости», – проинформировал г-н Асанбаев.
Согласно информации «Unicum Kazakhstan», представители платежной системы и сети платежных терминалов на встрече с «КаР-Тел» предложили производить снижение вознаграждения поэтапно, хотя бы на 0,5% в год. К тому же они не исключают, что снижать размер вознаграждения захотят и другие сотовые операторы.
Так, компании-владельцы терминалов, по их словам, будут вынуждены поднять размер конечной комиссии при оплате за связь Beeline через платежный терминал. «Комиссия при оплате за Beeline может вырасти на 2%, в зависимости от платежной системы. Ранее при пополнении баланса на 1 тыс. тенге средний размер комиссии составлял 50 тенге. После 16 июня она может вырасти в среднем до 70 тенге», – уточнил г-н Асанбаев.
Уже сейчас на некоторых терминалах Алматы появились наклейки с надписью «С 16 июня 2013 года терминал не будет принимать платежи в пользу Beeline. Все другие платежи принимаются в обычном режиме. Вы можете подключиться к любому другому оператору». При этом владельцы терминалов так аргументировали свои действия. «16 июня 2013 года при нажатии клиентом на кнопку с провайдером «Beeline» терминал не будет принимать платежи в пользу этого оператора. Так, клиент может сделать вывод, что платежный терминал неисправен. И есть вероятность, что он больше не подойдет к этому терминалу. И абонент может не совершать платежи и в пользу других операторов, решив, что терминал не работает. В связи с чем мы вынуждены сообщать об этом своим клиентам заранее и после 16 июня», – говорит один из владельцев платежных терминалов.
Незначительная часть компаний-владельцев терминалов действительно заявляют о возможном прекращении приема платежей от абонентов Beeline. «Мы ведем с ними разъяснительный, открытый диалог в рамках законодательного поля и действующих договорных условий. При этом очевидным фактом является то, что рынок платежных терминалов перенасыщен предложением. Например, в Казахстане работают 18 тыс. терминалов при 17 млн населения. Для сравнения: в соседней Украине, при количестве населения в 46 млн чел, работают 12 тыс. терминалов», – сообщил г-н Пархоменко. На одних и тех же площадках, например, в торговых центрах, установлено по несколько терминалов.
Как
отметил г-н Пархоменко, ситуация с отдельными владельцами терминалов
принципиально не повлияет на возможности абонентов пополнить свой баланс с
помощью терминала, но все же находиться в конфликтной ситуации невыгодно
никому.