USD
514.93₸
-0.960
EUR
536.04₸
-0.280
RUB
5.18₸
+0.010
BRENT
73.65$
BTC
95358.80$
-3373.100

Бизнесмены обратились за помощью к премьер-министру

Из-за транспортного коллапса на границе с Китаем предприятия несут убытки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бизнесмены обратились за помощью к премьер-министру - Kapital.kz

Производители масложировой продукции, безалкогольных напитков, медицинских препаратов и логистические компании несут убытки. Такая ситуация сложилась из-за того, что Китай значительно снизил скорость перевозки грузов, следующих из КНР в Казахстан и обратно. Одновременно приоритет отдается транзитным грузам, следующим в Европейский союз (ЕС). «Получается, что Казахстан, используя свои железнодорожные пути, способствует росту китайской промышленности в ущерб местным предприятиям», - заявил глава «Союза промышленников и предпринимателей Iskermen» Тимур Жаркенов. Бизнесмены просят помощи у премьер-министра и профильных министерств. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Китай не согласовывает план по перевозкам

Директор транспортно-логистической компании Sevenr Logistics LLP Оксана Сорокина обозначила проблемы, с которыми столкнулись логисты. Одна из них – дефицит контейнеров в Китае. «Поэтому у нас возникла проблема выбора партнеров, поднялись цены на доставку грузов. Мы не можем использовать наши собственные контейнеры, которые закупаем как транспортная компания, потому что они застряли на складах временного хранения в Казахстане. Это связано либо с отсутствием плана на отправку порожних контейнеров в Китай, или объем (необходимых контейнеров – Ред.) ничтожно мал», - отмечает Оксана Сорокина.

По ее словам, отсутствие подвижного состава на границе между Казахстаном и Китаем привело к многокилометровым пробкам в прошлом году на китайской стороне. В результате Китай стал сокращать блок-поезда на Казахстан или вообще их отменять.

Она привела пример: в августе не было отправлено ни одного блок-поезда, потому что со стороны Китая были запреты на их перемещение в КНР.

«На сегодня соотношение количества контейнеров к платформам, которое мы наблюдаем несколько месяцев: 4 тыс. контейнеров регулярно находятся на станции Алтынколь в ожидании груза, и только 250-300 платформ мы можем использовать. То есть груз просто некуда перегружать. При этом по непонятным причинам оператор логистических терминалов не привлекает иностранный подвижной состав для отправки транзитных грузов в Европу, Россию или Центральную Азию. Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров и экспедиторские компании вынуждены постоянно закладывать в потенциальный рост цен расходы на хранение грузов. Это в итоге сказывается на конечной стоимости перевозимого товара», - отмечает эксперт.

В результате, поясняет она, эта ситуация дает возможность китайским экспедиторским компаниям спекулировать на продаже свободных платформ. И транспортно-логистические компании вынуждены к уже поднявшейся в разы цене за перевозку доплачивать по 2-3 тыс. долларов только за возможность уехать из Китая. «Дефицит мест и контейнеров у нас наблюдается потому, что когда Китай согласовывает план по перевозкам, казахстанская сторона его никак не оспаривает. И когда Китай заявляет огромное количество блок-поездов в Европу, Турцию, Азербайджан и ноль поездов на Казахстан или их минимальное количество, наша страна это принимает. То есть мы никак не корректируем его. В итоге наш казахстанский импорт задвинут на заднюю полку», - подчеркивает Оксана Сорокина.

Логистические компании вынуждены принимать навязанные им правила игры. «Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров закладывают дополнительные расходы по хранению и аренде контейнеров в итоговые ставки за транспортировку. Это существенно влияет на стоимость логистики. Либо мы вынуждены отправлять грузы из КНР в Казахстан через Владивосток, Ригу, Клайпеду, Санкт-Петербург, Новороссийск и Стамбул», - сообщила Оксана Сорокина.

Почему экспедиторы и логисты КНР не бьют тревогу

Одновременно возникает вопрос, почему китайские экспедиторы не говорят о проблеме задержки грузов на китайской границе. «Этот вопрос задал и представитель КТЖ на выставке «Транспорт и логистика». Объясню: нашими клиентами являются казахстанские компании, закупившие товары, сырье, оборудование в Китае на определенных условиях, то есть они уже взяли на себя расходы по логистике. Таким образом, китайские заводы, выполняя свои контракты по поставке, выполнили их. Они произвели товар, отгрузили его и получили оплату за свой товар. То есть для них проблем с логистикой нет. Сейчас же мы сталкиваемся с ситуацией, когда грузы, принадлежащие казахстанским компаниям по их контрактам, находятся в Китае. И нет возможности их вывезти», - подчеркивает заместитель директора по операционным вопросам ТОО «IPL Kazakhstan» Елена Мезенцева.

Она уточняет, что товары уже в контейнерах и находятся на станциях в ожидании отправки. «Но пока нет четкого плана, какое количество грузов на Казахстан предоставит китайская железная дорога, когда этот план появится, с каких станций будут отправлять груз. Нельзя говорить, что КТЖ бездействует, но думаю, этих мер недостаточно. Мы уже написали письма в КТЖ, дав им конкретные данные по конкретным грузам, станциям отправления, чтобы они обратились к партнерам с китайской железной дороги по этим грузам. Но реакции на наши письма пока нет. И когда будет отклик на них, тоже неизвестно. Думаю, КТЖ нужно быть понастойчивей в этом вопросе», - говорит Елена Мезенцева.

Продукция может подорожать

Предприниматели отмечают, что проблемы с доставкой грузов из Китая негативно отразятся на стоимости товаров. Причем не только китайских. «Трудности с логистикой - не только проблема бизнеса, она коснется каждого казахстанца. Мировое производство, а наше тем более, глобально зависит от поставок из Китая сырья, оборудования, запасных частей и так далее. Нужно понимать, что повышение цен, которое мы наблюдаем по всей стране, может усугубиться. Ведь предприниматели не могут работать себе в убыток, поэтому мы вынуждены часть убытков закладывать в стоимость товара. И не стоит забывать, что за бизнесом стоят коллективы. Непонятно, как людям платить зарплату, ведь бизнес несет дополнительные расходы из-за проблем, связанных с задержкой перевозок из Китая», - отмечает эксперт «Ассоциации масложирового союза Казахстана» Геннадий Вейцман.  

Бизнес подсчитывает убытки

В результате задержки грузов из Китая  производители безалкогольных напитков и соков Казахстана потеряли около 10,7 млрд тенге. Такие данные приводит глава отраслевой ассоциации. «Задержка груза может доходить до 100 дней, часть груза не может попасть в страну еще с мая.  Это приводит к повышению стоимости продукции», - отметила директор «Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК» Алия Мамытбаева.

Еще одна проблема - производители напитков не могут своевременно получить ПЭТ-сырье для выпуска тары. «Это привело к снижению ассортимента продукции, огромным убыткам из-за простоя производства, невыполнению обязательств перед дистрибьюторами. Также была приостановлена деятельность цеха по производству ПЭТ-форм, в результате некоторые компании потеряли до 80% специалистов», - пояснила Алия Мамытбаева.

Для сохранения минимального объема производства предприятия, выпускающие напитки и соки, вынуждены приобретать готовые ПЭТ-формы в России и Турции. А там стоимость такой продукции на 70% дороже, чем если бы компании производили ПЭТ-формы сами. Логистический кризис вынуждает бизнес искать альтернативные источники доставки продукции. «Мы теряем рынки сбыта, государство недополучает налоги. Истинные причины логистического кризиса с Китаем нам непонятны, все снимают с себя ответственность. Среди причин называются и коронавирус, и политические факторы, и внутренние проблемы в КТЖ. Мы ждем конкретные шаги с казахстанской стороны для решения проблемы», - заявила Алия Мамытбаева.

Представители фармацевтического рынка также обозначили свои проблемы. Директор ТОО «Медхауз Казахстан» Самат Исабаев рассказал, что их компания занимается производством медизделий и медоборудования  для домашнего использования.

«У нашей продукции ограничен срок годности, пока она в пути, ее срок истекает. Некоторые наши грузы простаивают с июля. Из-за простоя у нас на несколько месяцев заморожены средства в товаре – а это 1,5 млн долларов. Для нашей компании это огромные деньги. И мы вынуждены искать средства для существования, я уже не говорю о прибыли. Мы обратились в несколько банков, но, к сожалению, банки не финансируют бизнес под товарооборот, а другого залога у нас нет. Мы сотрудничаем с 3 тыс. аптеками, платим налоги на 140 млн в год. Если ситуация не изменится, будем вынуждены отправить персонал в отпуск без содержания, а у нас работает свыше 100 человек.  В будущем, если товара не будет, можем и разориться. При этом спекулятивно идет наращивание цен в сфере перевозок, тарифы выросли в 6-7 раз относительно цен 2020 года», - пояснил Самат Исабаев.

Бизнес ждет помощи

Бизнесмены обратились к премьер-министру с просьбой навести порядок. Также направили в министерства ряд своих предложений.

«Просим МИД и МИИР, во-первых, установить паритет на железной дороге на границе: один транзит груза из Китая через Казахстан в Европу, один импорт в Казахстан и один экспорт из Казахстана. Во-вторых, восстановить гражданские и грузовые перевозки из Китая в Казахстан. В-третьих, увеличить количество контейнерных поездов до 10 в неделю. Сейчас этот показатель составляет один раз в неделю. Также мы просим добиться от КНР увеличения количества фур до 700 в день в Хоргосе, до 100 на станции Алашанькоу, до 40 на Набахты, открыть пункт пропуска Майкапшагай. Кроме того, нужно добиться от Китая установления санитарных карантинных ворот на автомобильных пунктах пропуска – снять ограничения на опасные грузы в сертифицированной упаковке в соответствии с регламентами для перевозки опасного груза, например, батарейки», - отметил глава «Союза промышленников и предпринимателей Iskermen» Тимур Жаркенов.

Также просим МИД совместно с Комитетом государственных доходов и Нацбанком РК добиться от КНР предоставления официального подтверждения о закрытии пунктов пропуска на карантин, об изменениях ценовой политики и требованиям к перегрузке. «Еще одно из наших требований – для валютного контроля пролонгировать сроки исполнения экспортно-импортных контрактов и репатриации валютной выручки», - сообщил Тимур Жаркенов.

Были озвучены и отдельные предложения к МИИР. «Мы просим добиться от КНР возврата пустых контейнеров обратно в Китай в течение трех дней, отменить «неофициальную» монополию автомобильного транспорта на Хоргос. Не препятствовать въезду авто частных владельцев МСБ и перевозчиков, в том числе по системе CAT. Также мы просим отменить «неофициальную» монополию брокерских услуг на Хоргосе. Не препятствовать открытию и работе новых брокерских компаний на границе, разрешить транзит грузов с казахстанско-китайской границы до Алматы, Нур-Султана в системе СКУР (селективный контроль управления рисками)», - сообщил он.

В случае невыполнения просьб, в том числе по ограничению монополий и прочих схем, и восстановления нормального транспортного сообщения предприниматели предлагают остановить транзит через Казахстан в Европу. «Считаю, что нужно перестать переживать за исполнение каких-то международных соглашений, которые идут в ущерб нашему бизнесу. Казахстану  надо перестать переживать о том,  кто и что о нас подумает и начать думать об интересах бизнеса и граждан страны», - резюмировал эксперт «Ассоциации масложирового союза Казахстана» Геннадий Вейцман.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.