USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96900.40$
-179.100

Как предлагают регулировать рынок такси

В Республиканской ассоциации служб такси Казахстана считают, что агрегаторы такси должны ограничить максимальные комиссии для своих партнеров

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как предлагают регулировать рынок такси  - Kapital.kz

В настоящее время в Казахстане такси совершают порядка 900 тыс. поездок в сутки, средний чек на поездку - 619 тенге. Объем рынка такси составляет 120,8 млрд тенге в год. Доля теневого рынка достигает 95%. Такую статистику приводит глава Республиканской ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов. По его словам, эту проблему можно решить за счет вывода таксистов из «тени» и необходимые меры можно прописать в «Стратегии развития такси в Казахстане до 2025 года». Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Медет Курманов также обозначил проблемы, которые есть на рынке. Одна из них - отсутствие регулирования и надзора в сфере такси. «К тому же в настоящее время формируется олигополия со стороны транснациональных IT-компаний, на дорогах мы видим такси, которые не имеют опознавательных знаков, отсутствуют государственные инновационные системы», - отметил Медет Курманов на онлайн-конференции "Казинформа" на площадке Open Space.

Для того чтобы решить эти проблемы, он предлагает реализовать несколько инициатив. Например, регистрировать агрегаторов такси как цифровые платформы в качестве юридических лиц. «Также нужно ввести реестр агрегаторов такси. Они должны подавать уведомление в соответствующие структуры, чтобы было понятно, кто работает на рынке. Уточню, в основном на рынке такси работают иностранные компании», - отметил он.

Он также предлагает проводить мониторинг ценообразования. «Важно контролировать (агрегаторов – Ред.) такси, чтобы они не допускали ценового демпинга. Это основная боль местных автопарков, ведь когда иностранные агрегаторы приходят в Казахстан, они устанавливают цены на свои услуги ниже себестоимости на рынке и еще дополнительно платят (комиссию – Ред.) водителям. Поэтому конкурировать местным автопаркам сложно, на сегодня получить услуги такси у местных компаний практически невозможно, потому что их почти нет», - отмечает Медет Курманов.

На конференции поступил вопрос: «Можно ли законодательно обязать агрегаторов такси указывать свою комиссию при осуществлении поездки?»  

«Таких участников рынка немного, соответственно в Казахстане их доля незначительна. Какое-то регулирование их деятельности или мониторинг должны быть. Хотя бы должен быть установлен максимальный процент комиссий, который они могут брать (с партнеров - Ред.). А минимальный – не обязательно. Пускай они конкурируют между собой, даже могут уходить в минус, если они хотят конкурировать с другими агрегаторами. То есть, думаю, необходимо регулирование комиссии», - отметил Медет Курманов.

По его словам, нужно предусмотреть ответственность агрегаторов такси перед пассажирами и водителями. «Ведь они участвуют в процессе перевозки, назначают цену, решают, принимать заказ или нет. Все эти факторы влияют на пассажиропоток в такси. Поэтому необходимо для них (всех участников рынка – Ред.) предусмотреть какую-то солидарную ответственность», - заметил он.

Для этого Медет Курманов предлагает местным исполнительным органам выдавать службам такси «учетный документ, по которому будет формироваться база данных такси».

«В настоящее время на рынке есть проблема – надзорные органы не имеют информации по автомобилю, который имеет допуск к работе в качестве такси. А если будет создана база такси, то любой таксист может показать копию учетного документа при необходимости и доказать, что он является официальным перевозчиком», - отметил  он.

Также одно из его предложений – создание государственных информационных систем. «То есть должно быть создано цифровое регулирование в сфере такси, на основе BIG Data. И  в последующем городские центры мониторинга должны контролировать качество (оказанных услуг таксистами – Ред.). Например, в Алматы обращения от горожан по различным сферам жизни города принимает Open Almaty. Они могут принимать жалобы и предложения и по вопросам работы такси», - отмечает Медет Курманов.

Для официальных служб такси он предлагает предоставлять преференции. «Бизнес, то есть те, кто работает в сфере такси, должен понимать, зачем ему выходить из тени и начинать работать в правовом поле. То есть для легальных таксистов должны быть определенные преимущества. Например, в столице легальным таксистам предоставили право передвижения по автобусным линиям – это толчок для развития сферы «нелегального» такси. Таксистам, которые работают в крупных городах, можно предоставить (бесплатный – Ред.) доступ к платным парковкам, разрешить въезд на территорию нацпарков, использовать стоянки в аэропортах. То есть общественные услуги  официальных служб такси должны быть приоритетны», - полагает Медет Курманов.

Он считает, что официально работающим таксистам должны быть предоставлены льготные условия по лизингу. «Ранее коммерческие структуры очень плохо финансировали лизинг автомобилей – они несли высокие риски. Ведь со стороны недобросовестных автопарков было много «серых» схем. Поэтому лизинг для автопарков не развит», - заметил он.

Для того чтобы пассажиры могли отличить официальных таксистов от нелегальных, Медет Курманов предлагает ввести определенные требования к внешнему виду всех такси. По его словам, в столице официальные такси имеют зеленый цвет, эту практику могут перенять и крупные города.

«Зеленый цвет – это цвет, который ярко выделяется на линиях, в таком цвете мало гражданских автомобилей. Также мы предлагаем ввести единую атрибутику у легальных такси. Мы предлагаем,  чтобы на правых бортах автомобиля была надпись принадлежности такси к городу: Алматы такси, Павлодар такси и так далее и рядом можно разместить (изображение – Ред.) символа города, снизу номер диспетчерской. На левых бортах логотип перевозчика. Единое цветовое решение поможет популяризировать официальное такси. Только такие такси могут иметь преференции», - отметил Медет Курманов.

Как предлагают регулировать рынок такси   740348 - Kapital.kz

Он подробнее рассказал о цифровом регулировании служб такси. По его словам, Ассоциация разработала такую схему, где будет предусмотрен доступ каждого таксиста к перевозкам.

«Мы предлагаем работать по такой схеме. Таксопарк подает уведомление в акимат, акимат дает право доступа к Big Data, то есть к реестру водительской базы. То есть авто будут регистрироваться через акимат. Также мы предлагаем агрегаторам такси через подачу уведомления в центральные госорганы их регистрировать и давать право доступа к интеграции с Big Data», - пояснил он.

По его словам, смысл такой платформы заключается в том, чтобы водитель, выезжая на линию, мог обратиться в любой пункт телемедицины, чтобы дистанционно пройти освидетельствование через  ID или ИИН о прохождении медобследования.

«После того как водитель пройдет медобследование, его статус в базе поменяется, и он будет готов к получению заказа. Эту процедуру могут пройти и таксомоторные компании, и крупные агрегаторы такси. Соответственно водитель проверен, после исполнения заказа таксистом агрегатор должен передать сведения о перевозке: какой водитель исполнил заказ, откуда и куда он перевез пассажира. После анализа Big Data можно внедрять следующие инструменты – какое количество такси можно выпускать на линию, лицензировать. Таким образом, будет возможность анализировать поездки (по всему рынку – Ред.), сейчас у нас нет этой возможности», - отметил Медет Курманов.

Следующий этап, пояснил он, – интеграция этой базы с базами данных МВД, страховыми компаниями и другими госорганами. «Там уже будет собираться информация о совершенных ДТП, застрахованных авто. Все события, которые будут фиксироваться по авто (ДТП и так далее – Ред.), будут влиять на рейтинг водителя. Госорганы могут ограничить доступ злостных нарушителей к поездкам. И в целом повысится безопасность перевозок, будут справедливые правила для всех участников рынка», - отметил Медет Курманов.

По его словам, в Нур-Султане зарегистрировано 27 компаний, официально предоставляющих услуги такси. «Те преференции, которые были предоставлены таким такси, стимулируют их к развитию. В других регионах статистика печальная – есть регионы, где нет ни одного официального перевозчика», - отметил он.

Он считает, что если государство не сможет реализовать эти предложения, то службы такси могут работать как саморегулируемые организации. У нас уже есть отношения со многими агрегаторами служб такси,  которые популярны на территории ЕАЭС, и они готовы соблюдать эти правила. Но было бы хорошо, чтобы правила соблюдались всеми участниками рынка такси.

«Мы готовы делиться данными, но нет единой платформы, где бы это все реализовывалось», - резюмировал Медет Курманов.

По данным Республиканской ассоциации служб такси Казахстана, за счет организации цивилизованного рынка такси и его цифрового регулирования из тени можно будет вывести более 50 тыс. водителей, увеличить поступления налогов на 5 млрд тенге в год.  По их данным, в России на 1 тыс. жителей приходится 3 автомобиля, в Казахстане - 3,2. В среднем в Казахстане на такси осуществляется 195,2 млн поездок в год. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.