USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.56$
-0.260
BTC
97180.30$
+2931.600

Фаррух Махмудов: Есть много возможностей увеличить маржу в АПК

Инвесторы боятся идти в агросектор, и это открывает дополнительные возможности других бизнесменов, уверен глава совета директоров Orbis Kazakhstan

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фаррух Махмудов: Есть много возможностей увеличить маржу в АПК- Kapital.kz

В пандемию у многопрофильного бизнеса шансы выжить выше, чем у других. Если одни направления проседают, другие растут. По словам председателя совета директоров группы Orbis Kazakhstan Фарруха Махмудова, для компаний, входящих в ее состав, минувший год был сложным. Однако, если сравнить работу дивизионов между собой, то лучший результат показали Orbis Agro и Orbis Auto. Причем если маржа в автобизнесе во всем мире снижается, то в агро ее можно увеличить множеством способов, о них Фаррух Махмудов рассказал во время интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.       

- Фаррух Абдигапурович, для начала расскажите, как группа Orbis Kazakhstan пережила минувший год?

- Самое главное - мы сохранили весь штат сотрудников и не сокращали зарплаты. В целом пандемия выбила из колеи весь бизнес, многие предприятия остановились, первые 2 месяца была небольшая паника, но потом все устроилось. Нам внутри группы пришлось менять бизнес-процессы, сократить операционные затраты, что-то стали делать удаленно, что-то в цифровом формате. Конечно, не удалось достичь тех экономических показателей, которые были запланированы на прошлый год, тем не менее мы завершили его нормально. Поскольку в состав Orbis Kazakhstan входят разные дивизионы и специфика их работы отличается, то выручка у каждого подразделения по отношению к общей прибыли была разная. В прошлом году налоги и социальные отчисления группы составили 19,1 млрд тенге, что на 3,3 млрд тенге больше, чем в 2019 году. Это связано с тем, что мы каждый год растем, ежегодно появляются новые подразделения группы.      

- Какие из направлений бизнеса в прошлом году показали лучший результат в сравнении с другими?

- Хорошую динамику показали Orbis Agro и Orbis Auto. В АПК мы вошли сравнительно недавно, 3 года назад, но с прицелом на создание в дальнейшем глубокой переработки продукции. Наш агропромышленный бизнес за 2020 год сильно вырос - почти на 40% по производительности благодаря увеличению посевных площадей под зерновые и масличные культуры, докупили еще один элеватор. Сейчас общая площадь превышает 80 тыс. гектаров. Помимо того что мы выращиваем пшеницу и масличные на своих полях, работаем с близлежащими совхозами в формате форвардинга.

В прошлом году мы начали строить тепличный комплекс World Green Company в Уральске по производству огурцов и томатов, в этом году ввели его в эксплуатацию, это одна из самых крупных теплиц в стране. В конце прошлой недели собрали первый урожай огурцов, а в сентябре планируем запустить и производство томатов. В плане производства на этот год заложено 6200 тонн овощей.

В Кызылординской области в этом году мы сделали опытную высадку индустриальных томатов, в следующем году состоится еще одна высадка на территории в 3 тыс. гектаров и если все будет хорошо, будем строить завод по производству томатной пасты, стоимостью 30 млн евро.

Инвесторы боятся идти в агросектор, и для нас это открывает дополнительные возможности. Есть много возможностей для того, чтобы увеличить маржу в АПК. Например, у производителей зерна определенная доходность, но они обременены кредитами и займами, компании, которые их финансируют, зарабатывают больше, чем сами фермеры. Трейдеры тоже накидывают свою маржу. Но в мире приходят к тому, что количество посредников в цепочках, в том числе в АПК, сокращается. Также и мы хотим объединить все это в одной компании.

Это как value chain. Нам надо создать вспомогательные производства в своих совхозах, которые дадут постоянную работу и мотивацию молодежи возвращаться после обучения в родные совхозы. И на первом этапе мы начинаем строительство молочно-товарной фермы с производственной мощностью 25 тонн в сутки, в планах создать еще две таких фермы на базе своих совхозов, далее построим предприятие по переработке молока, потом птицеводство, животноводство и переработку. При этом кормовая база практически своя.

Вот те способы, с помощью которых можно увеличить маржинальность агробизнеса. Внутри каждого совхоза должно быть производство продукции с добавленной стоимостью.

- А расскажите, какие из подразделений группы показали результат похуже.

- Orbis Trading, потому что из-за локдауна нам пришлось закрыть сеть ресторанов фастфуда BBQ. Кроме того, нам пришлось отказаться от идеи запустить несколько ресторанов в стране. Из того, что планировали, работает только ресторан Capriccio в Алматы, ему уже 3 года. Помимо того что эпидемиологическая ситуация неподходящая, в группе не хватает человеческих ресурсов для развития ресторанного бизнеса, очень много проектов нужно реализовать. Может быть, позже мы вернемся к этому направлению. 

Orbis Distribution, которая занимается продажей товаров повседневного спроса от крупнейшего японского производителя Daio Paper Corporation - подгузники, салфетки и т.д. - тоже сильно просела в прошлом году, на 60%, поскольку люди сократили потребление товаров не первой необходимости.

Подразделение Orbis Oilfield Services также пострадало от локдауна и карантина. Наше совместное предприятие с международным партнером Orion по найму и сертификации персонала для нефтяных месторождений простаивало в период ограничений и завершило прошлый год с низким результатом.

Фаррух Махмудов: Есть много возможностей увеличить маржу в АПК 761673 - Kapital.kz

- Вы сказали, что Orbis Auto показала хороший результат. Насколько выросли продажи, и придерживается ли компания прежних планов расширить свое присутствие на рынке?

- Сейчас мы занимаем около 14% авторынка. Продажи в наших автосалонах показали рост: в 2020 году группа реализовала 10603 новых автомобиля, что на 1116 единиц больше, чем в 2019-м. Спрос на авто в прошлом году сильно вырос, даже выше наших ожиданий. Продажи увеличились на 12%. Что касается увеличения доли, мы развиваем сеть наших салонов легковых автомобилей: заканчиваем строительство двух дилерских центров Volkswagen в Алматы и Нур-Султане, начинаем строительство Porsche и Audi в Нур-Султане, двух больших used cars центров и одного премиального салона в Алматы, в Костанае почти завершили строительство мультибрендового автосалона и такой же начнем строить в Петропавловске.

- Сколько инвестиций в автомобильный бизнес вы намерены сделать в этом году?

- Объем, который уже одобрен на 2021 год, составляет 40 млн долларов. Рынок Казахстана, по нашим оценкам, должен составлять 130-150 тыс. автомобилей, тогда как по результатам 2020 года он был почти 93 тыс. единиц.

Сегмент авто с пробегом растет, поэтому вокруг наших автосалонов мы создаем сеть used cars центров, потому что это дает дополнительную прибыль и стимулирует продажи новых автомобилей.

- Последний из дилерских автоцентров группы Cadillac Almaty открылся перед пандемией, в 2019 году. Инвестиции в него составили 4 млн долларов. Когда вы планируете окупить эти затраты?

- Мы рассчитывали через 3-5 лет, но с учетом текущей ситуации рассматриваем коридор 5-7. Мы не гонимся за тем, чтобы быстрее вернуть вложенные средства, для группы это долгосрочные инвестиции. 

- Как вы чувствуете себя на рынке Кыргызстана? Вы же там открыли продажи спецтехники и тоже перед пандемией.

- У нас права на продажу JCB в Кыргызстане и Таджикистане. Первый дилерский центр решили создать в Кыргызстане, из-за пандемии закончили год с отрицательным результатом. Но с начала этого года уже продали 6 машин, сработал отложенный спрос. В планах расти и расширяться на этом рынке, тем более что у нас есть обязательства по развитию рынка перед нашими партнерами - региональным офисом завода в России JCB Russia и производителем J.C. Bamford Excavators Ltd.- Великобритания. Думаю, что в течение этого года еще реализуем 10-15 машин.   

- Какие еще рынки вы считаете перспективными для развития своего бизнеса и в каких отраслях?

- Мы открываем дилерский центр JCB в Таджикистане и налаживаем бизнес в США, уже купили две компании JCB в Джорджии и Алабаме.

 - Много проектов пришлось отложить из-за пандемии?

- Мы хотели построить на Капшагае современную зону отдыха с хорошей аквазоной и инфраструктурой. Как только ситуация стабилизируется, мы вернемся к этому проекту.

Планировали открыть совместно с партнерами из Турции медицинскую клинику в Нур-Султане полного цикла амбулаторно-поликлинических и диагностических услуг.

Еще один проект – тепличный комплекс недалеко от столицы. Но несмотря ни на что мы настроены оптимистично и запланировали большие инвестиции на этот год в агро- и автобизнес.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.