В пандемию у многопрофильного бизнеса шансы выжить выше, чем у других. Если одни направления проседают, другие растут. По словам председателя совета директоров группы Orbis Kazakhstan Фарруха Махмудова, для компаний, входящих в ее состав, минувший год был сложным. Однако, если сравнить работу дивизионов между собой, то лучший результат показали Orbis Agro и Orbis Auto. Причем если маржа в автобизнесе во всем мире снижается, то в агро ее можно увеличить множеством способов, о них Фаррух Махмудов рассказал во время интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Фаррух Абдигапурович, для начала расскажите, как группа Orbis Kazakhstan пережила минувший год?
- Самое главное - мы сохранили весь штат сотрудников и не сокращали зарплаты. В целом пандемия выбила из колеи весь бизнес, многие предприятия остановились, первые 2 месяца была небольшая паника, но потом все устроилось. Нам внутри группы пришлось менять бизнес-процессы, сократить операционные затраты, что-то стали делать удаленно, что-то в цифровом формате. Конечно, не удалось достичь тех экономических показателей, которые были запланированы на прошлый год, тем не менее мы завершили его нормально. Поскольку в состав Orbis Kazakhstan входят разные дивизионы и специфика их работы отличается, то выручка у каждого подразделения по отношению к общей прибыли была разная. В прошлом году налоги и социальные отчисления группы составили 19,1 млрд тенге, что на 3,3 млрд тенге больше, чем в 2019 году. Это связано с тем, что мы каждый год растем, ежегодно появляются новые подразделения группы.
- Какие из направлений бизнеса в прошлом году показали лучший результат в сравнении с другими?
- Хорошую динамику показали Orbis Agro и Orbis Auto. В АПК мы вошли сравнительно недавно, 3 года назад, но с прицелом на создание в дальнейшем глубокой переработки продукции. Наш агропромышленный бизнес за 2020 год сильно вырос - почти на 40% по производительности благодаря увеличению посевных площадей под зерновые и масличные культуры, докупили еще один элеватор. Сейчас общая площадь превышает 80 тыс. гектаров. Помимо того что мы выращиваем пшеницу и масличные на своих полях, работаем с близлежащими совхозами в формате форвардинга.
В прошлом году мы начали строить тепличный комплекс World Green Company в Уральске по производству огурцов и томатов, в этом году ввели его в эксплуатацию, это одна из самых крупных теплиц в стране. В конце прошлой недели собрали первый урожай огурцов, а в сентябре планируем запустить и производство томатов. В плане производства на этот год заложено 6200 тонн овощей.
В Кызылординской области в этом году мы сделали опытную высадку индустриальных томатов, в следующем году состоится еще одна высадка на территории в 3 тыс. гектаров и если все будет хорошо, будем строить завод по производству томатной пасты, стоимостью 30 млн евро.
Инвесторы боятся идти в агросектор, и для нас это открывает дополнительные возможности. Есть много возможностей для того, чтобы увеличить маржу в АПК. Например, у производителей зерна определенная доходность, но они обременены кредитами и займами, компании, которые их финансируют, зарабатывают больше, чем сами фермеры. Трейдеры тоже накидывают свою маржу. Но в мире приходят к тому, что количество посредников в цепочках, в том числе в АПК, сокращается. Также и мы хотим объединить все это в одной компании.
Это как value chain. Нам надо создать вспомогательные производства в своих совхозах, которые дадут постоянную работу и мотивацию молодежи возвращаться после обучения в родные совхозы. И на первом этапе мы начинаем строительство молочно-товарной фермы с производственной мощностью 25 тонн в сутки, в планах создать еще две таких фермы на базе своих совхозов, далее построим предприятие по переработке молока, потом птицеводство, животноводство и переработку. При этом кормовая база практически своя.
Вот те способы, с помощью которых можно увеличить маржинальность агробизнеса. Внутри каждого совхоза должно быть производство продукции с добавленной стоимостью.
- А расскажите, какие из подразделений группы показали результат похуже.
- Orbis Trading, потому что из-за локдауна нам пришлось закрыть сеть ресторанов фастфуда BBQ. Кроме того, нам пришлось отказаться от идеи запустить несколько ресторанов в стране. Из того, что планировали, работает только ресторан Capriccio в Алматы, ему уже 3 года. Помимо того что эпидемиологическая ситуация неподходящая, в группе не хватает человеческих ресурсов для развития ресторанного бизнеса, очень много проектов нужно реализовать. Может быть, позже мы вернемся к этому направлению.
Orbis Distribution, которая занимается продажей товаров повседневного спроса от крупнейшего японского производителя Daio Paper Corporation - подгузники, салфетки и т.д. - тоже сильно просела в прошлом году, на 60%, поскольку люди сократили потребление товаров не первой необходимости.
Подразделение Orbis Oilfield Services также пострадало от локдауна и карантина. Наше совместное предприятие с международным партнером Orion по найму и сертификации персонала для нефтяных месторождений простаивало в период ограничений и завершило прошлый год с низким результатом.
- Вы сказали, что Orbis Auto показала хороший результат. Насколько выросли продажи, и придерживается ли компания прежних планов расширить свое присутствие на рынке?
- Сейчас мы занимаем около 14% авторынка. Продажи в наших автосалонах показали рост: в 2020 году группа реализовала 10603 новых автомобиля, что на 1116 единиц больше, чем в 2019-м. Спрос на авто в прошлом году сильно вырос, даже выше наших ожиданий. Продажи увеличились на 12%. Что касается увеличения доли, мы развиваем сеть наших салонов легковых автомобилей: заканчиваем строительство двух дилерских центров Volkswagen в Алматы и Нур-Султане, начинаем строительство Porsche и Audi в Нур-Султане, двух больших used cars центров и одного премиального салона в Алматы, в Костанае почти завершили строительство мультибрендового автосалона и такой же начнем строить в Петропавловске.
- Сколько инвестиций в автомобильный бизнес вы намерены сделать в этом году?
- Объем, который уже одобрен на 2021 год, составляет 40 млн долларов. Рынок Казахстана, по нашим оценкам, должен составлять 130-150 тыс. автомобилей, тогда как по результатам 2020 года он был почти 93 тыс. единиц.
Сегмент авто с пробегом растет, поэтому вокруг наших автосалонов мы создаем сеть used cars центров, потому что это дает дополнительную прибыль и стимулирует продажи новых автомобилей.
- Последний из дилерских автоцентров группы Cadillac Almaty открылся перед пандемией, в 2019 году. Инвестиции в него составили 4 млн долларов. Когда вы планируете окупить эти затраты?
- Мы рассчитывали через 3-5 лет, но с учетом текущей ситуации рассматриваем коридор 5-7. Мы не гонимся за тем, чтобы быстрее вернуть вложенные средства, для группы это долгосрочные инвестиции.
- Как вы чувствуете себя на рынке Кыргызстана? Вы же там открыли продажи спецтехники и тоже перед пандемией.
- У нас права на продажу JCB в Кыргызстане и Таджикистане. Первый дилерский центр решили создать в Кыргызстане, из-за пандемии закончили год с отрицательным результатом. Но с начала этого года уже продали 6 машин, сработал отложенный спрос. В планах расти и расширяться на этом рынке, тем более что у нас есть обязательства по развитию рынка перед нашими партнерами - региональным офисом завода в России JCB Russia и производителем J.C. Bamford Excavators Ltd.- Великобритания. Думаю, что в течение этого года еще реализуем 10-15 машин.
- Какие еще рынки вы считаете перспективными для развития своего бизнеса и в каких отраслях?
- Мы открываем дилерский центр JCB в Таджикистане и налаживаем бизнес в США, уже купили две компании JCB в Джорджии и Алабаме.
- Много проектов пришлось отложить из-за пандемии?
- Мы хотели построить на Капшагае современную зону отдыха с хорошей аквазоной и инфраструктурой. Как только ситуация стабилизируется, мы вернемся к этому проекту.
Планировали открыть совместно с партнерами из Турции медицинскую клинику в Нур-Султане полного цикла амбулаторно-поликлинических и диагностических услуг.
Еще один проект – тепличный комплекс недалеко от столицы. Но несмотря ни на что мы настроены оптимистично и запланировали большие инвестиции на этот год в агро- и автобизнес.