USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97129.00$
+49.500

Владельцы точек общепита Алматы подсчитали убытки

Какую поддержку они ждут от государства?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Советник председателя правления Ассоциации общественного питания Вероника Нурпеисова рассказала, что товарооборот в заведениях за день текущего локдауна снизился на 80-90%, что привело к ежедневному увеличению кассового разрыва, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Напомним, с 21 по 28 марта в Алматы ввели недельный локдаун. «Средний чек заведений снизился в среднем в три раза, заработную плату сотрудников, работающих на доставку, пришлось сократить. И, по нашим оценкам, только 20% точек работают на доставку», - отмечает Вероника Нурпеисова. Она привела в пример и другие цифры. До недельного локдауна долг одной точки общепита в городе составлял в среднем 10-13 млн тенге, сейчас показатель вырос до 15-19 млн тенге. Если локдаун будет продлен еще на 14 дней, то задолженность заведения может вырасти до 18-22 млн тенге.

Участники рынка подсчитывают убытки

Основательница сети столовых Qaganat Чинара Бугимбаева отмечает, что по сравнению с 2019 годом средний чек сети снизился на 54%. А после ужесточения карантина с 21 марта – в два раза.

Владельцы точек общепита Алматы подсчитали убытки 673481 - Kapital.kz

«Мы в убытке. У нас есть кассовый разрыв. На днях мы не погасили налогов на 41 млн тенге. С 21 марта мы потеряли около 70% выручки... Аванс в размере 21,5 млн тенге мы должны были выдать нашим сотрудникам, еще 28 млн тенге должны были заплатить за аренду, 94 млн тенге – поставщикам», - рассказывает предпринимательница. Она добавляет, что более половины штата пришлось отправить в неоплачиваемый отпуск. «В Алматы у нашей сети 21 точка, работало 2 тыс. сотрудников, сейчас их 820. Представляете, сколько людей осталось без работы! Мы ищем пути, как им помочь», - отметила Чинара Бугимбаева.

Большинство помещений для столовых сети Qaganat арендуются. 90% арендодателей пошли на уступки и снизили цену. Но есть и те, с кем договориться не удалось.

Владельцы точек общепита Алматы подсчитали убытки 673484 - Kapital.kz

Из-за ужесточения карантина с 21 марта пришлось временно закрыть и 8 точек сети ресторанов быстрого питания Lanzhou, 400 сотрудников отправили в отпуск без содержания. Основательница сети Гульбану Майгарина рассказала, что кассовый разрыв теперь достигает 1,5 млн тенге в день. В эту сумму входят затраты на аренду, коммунальные услуги и зарплата персонала. «Оставшимся сотрудникам мы сократили зарплату в два раза. Если год назад мы могли как-то материально поддерживать своих работников, то сейчас не можем. У нас нет финансовой подушки безопасности. Мы сами пытаемся выжить... В прошлом году арендодатели предоставили скидки, в этом году - их нет. К тому же подорожали продукты, а цены на меню поднять я не могу, учитывая низкую платежеспособность населения», - сообщила она.

По словам Гульбану Майгариной, ситуацию не спасут даже летние площадки. «Наши точки питания рассчитаны на большой поток посетителей, у нас низкий средний чек. Поэтому даже летники с посадкой 20-30 человек не смогут помочь нашему бизнесу начать восстанавливаться. К тому же, улица – это антисанитария, а нам важна безопасность гостей. У нас большие площади в зале, мы можем себе позволить социальное дистанцирование», - подчеркивает она.

Выгодно ли работать на доставку?

Точкам общепита разрешено работать на доставку. Но, как отмечают рестораторы, это не выгодно. «Мы работаем с сервисами доставки. Но это не прибыльно. Сейчас доставка приносит нам лишь 10% выручки», - делится Чинара Бугимбаева.

Основательница сети Lanzhou также считает это направление не выгодным. «Доставка не является рентабельной. Только сервисам доставки мы отдаем от 30-40% от стоимости заказа. Если мы организуем доставку сами, она обойдется в 27% от заказа. Доставку могут себе позволить только высокомаржинальные заведения: рестораны и бары», - отметила Гульбану Майгарина.

Расходы рестораторов растут

Советник главы Ассоциации общественного питания Вероника Нурпеисова уточняет, что до пандемии в Казахстане работало 95 тыс. заведений общественного питания. Сейчас их количество сократилось до 27 тыс. «И мы предполагаем, что во время локдауна заведения продолжат закрываться. Так как собственники ресторанов, кафе, караоке клубов несут ежедневные затраты. Расходы одной точки общественного питания в Алматы в среднем составляют 215 тыс. тенге в день. Сюда входят затраты на оплату аренды, зарплату персоналу, налоги и коммунальные платежи. 40% от суммы заказа рестораторы вынуждены отдавать сервисам доставки», - отмечает Вероника Нурпеисова.

По ее словам, если эту цифру в 215 тыс. тенге умножить на все закрытые точки общепита и те, которые работают в режиме доставки и на вынос, то получается, около 900 млн тенге. «Именно эту сумма ежедневно нужна, чтобы покрывать все расходы общепита только по Алматы. Понятно, что государство не сможет сейчас ежедневно выделять 900 млн тенге рестораторам. Поэтому мы просим – дать возможность точкам общепита работать», - подчеркивает она.

Ассоциация просит от государства предоставить предпринимателям льготный период по уплате налогов, субсидии на оплату коммунальных услуг, аренду и расходы на фонд оплаты труда, а также снизить процентную ставку по кредитам физлиц, занятых в сфере общественного питания.

Владельцы точек общепита Алматы подсчитали убытки 673494 - Kapital.kz

«Сейчас мы не говорим о предоставлении льготных кредитов, так как многие владельцы точек общественного питания брали займы как физлица для развития бизнеса. В программу ФРП «Даму» мы попали только в 2020 году в апреле. И, естественно, что кредиты физлиц вряд ли будут рефинансироваться, так как предприниматели (из-за локдауна и долгов – Ред.) уже имеют испорченную кредитную историю. Многие рестораторы уже не могут занять у банков для восстановления или развития своего бизнеса», - подчеркивает Вероника Нурпеисова.

Ассоциация общественного питания просит также включить объекты общепита в пилотный проект «Ashyq». «Ресторанам, кафе, другим точкам общепита сейчас нужно хоть как-то работать. По этому поводу от ассоциации были отправлены письма санврачу Алматы», - сказала она, добавив, что использование приложения поможет сохранить оставшиеся 30% заведений и возобновить работу остальных игроков рынка.

«Для избежание ужесточения карантина предлагаем срочно провести вакцинацию (желающих – Ред.) казахстанцев. Также нужно внедрить «зеленые паспорта граждан»», - предложила Вероника Нурпеисова.

Владельцы столовых, кафе и ресторанов уже обратились с письмом к президенту и премьер-министру, в котором указали свои проблемы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.