Приближается пора новогодних праздников, обычно в декабре многие компании проводят корпоративные вечеринки в ресторанах. Казалось бы, пандемия перечеркнула все это, но ивент-агентства нашли решение и теперь предлагают своим клиентам онлайн-корпоративы. По словам, владельца агентства Discovery Group Ильи Бахарева, минимальный чек на проведение онлайн-корпоратива в его компании стартует с 1,5 млн тенге. «На ценник влияет много факторов, в их числе техническое оснащение мероприятия, количество и качество спецэффектов», – отмечает он.
Илья Бахарев, владелец Discovery Group
Когда в Казахстане началась пандемия, никто не верил, что праздничные онлайн-мероприятия будут востребованы, ведь в Казахстане культура общения включает организацию пышных тоев, корпоративов. Мы предполагали, что в апреле и мае ивент-агентства снова начнут проводить мероприятия офлайн, но из-за ухудшения эпидемиологической ситуации эти прогнозы не реализовались.
Первые заказы на проведение корпоративного Нового года в традиционном формате к нам стали поступать в сентябре. У компаний даже тогда была надежда, что им удастся организовать праздничный вечер в кафе, клубе. Поэтому мы предлагали два сценарии празднования: для онлайн и живых вечеринок. Но сложность в проведении переговоров с компаниями заключается в том, что многие из них не имеют представления, что из себя представляет новогодняя онлайн-вечеринка. Они думают, что ивент можно провести только через платформу Zoom. Но это не так, у нас, например, для этого создается специальный сайт. В зависимости от задач мероприятия на нем используются различные платформы для удаленных коммуникаций.
Онлайн-корпоратив похож на стандартный вечер тем, что мы также составляем шоу-программу, приглашаем ведущего, организуем конкурсы. Общение с ведущим происходит как через онлайн-трансляцию, так и через переписку в чате. Для проведения вечеринки через интернет мы обычно снимаем целую студию, но место может быть любым, все зависит от пожеланий клиента.
На онлайн-ивентах сложнее вовлечь аудиторию в праздничное шоу, поэтому на экране компьютера или ноутбука гости вечера должны видеть активно меняющиеся картинки декораций, желательно, чтобы ведущего и артистов снимали с разных точек. Формат мероприятия схож с телепередачей, где посекундно расписывается весь сценарий. При проведении офлайн-вечера, напротив, программа обычно делится на блоки – там нет такой жесткой посекундной привязки к сценарию. На «живом» корпоративе ведущий может развлекать гостей во время задержки какой-то части праздника. На дистанционных корпоративах также есть танцы, но они в основном проводятся в формате мастер-классов, когда сотрудники компании повторяют за танцором его движения.
Для организации онлайн-вечера мы привлекаем режиссера, звукорежиссера, художника по свету, видеоператоров. Также у нас есть специальные модераторы, которые контролируют коммуникации в чате онлайн-платформы. Кстати, в отличие от офлайн-корпоратива онлайн длится не так долго – в среднем три часа.
Если делать срез по нашим заказам, минимальный чек на проведение онлайн-корпоратива стартует от 1,5 млн тенге. На размер чека влияют техническое оснащение мероприятия, число спецэффектов и так далее. Часть компаний, которые предлагают организовать онлайн-банкет, демпингуют по ценам. В итоге стоимость проведения такого мероприятия на рынке может отличаться в 2-3 раза. Ценовой демпинг сдерживает развитие ивент-индустрии в Казахстане.
Около 50% заказов на новогодние корпоративы к нам поступают от компаний финансового сектора. Также к нам обращаются компании из фармацевтического сектора, производственные предприятия. Думаю, что в 2021 году онлайн-корпоративы также будут востребованы. Со временем дистанционные ивенты будут трансформироваться.
Дмитрий Доронин, ведущий, организатор мероприятий
Заказы на проведение корпоратива онлайн я получал в течение декабря. По сравнению с прошлым годом спрос на проведение праздничных вечеров снизился примерно на 20%.
Мы проводим вечеринки через Zoom, это одна из самых удобных платформ.
Сначала нам было сложно объяснить клиентам, что корпоративы можно проводить и в онлайн-режиме, а участникам шоу-программы, как важно соблюдать технические требования. Например, артистам мы объясняли, что нужно использовать проводной интернет – тогда сбоев в трансляции ивента не будет, а фокусникам лучше использовать внешние видеокарты для качественной картинки.
Гонорары ведущих на рынке по сравнению с прошлым годом сократились в среднем на 30%. Это связано не только с переходом вечеринок в онлайн-формат, но и со снижением платежеспособности компаний. Их бюджеты на ивенты заметно просели. Например, в марте-апреле все онлайн-мероприятия я проводил за 30-50% гонорара, который получал до пандемии.
Заработки артистов, фокусников, певцов также уменьшились. Если до пандемии гонорар известных казахстанских вокалистов за небольшой концерт составлял $2 тыс., то сейчас на онлайн-корпоративах они готовы работать за $1 тыс. из студии, кроме того, певец находится на связи с гостями вечера. Сотрудники компании могут писать в чат названия песен, которые они хотели бы услышать.
Когда мы ведем переговоры по организации онлайн-вечеринок, нас просят пригласить российских певцов. Например, был запрос на участие Валерия Меладзе, Авраама Руссо. Артисты такого уровня готовы за $2 тыс. в режиме онлайн исполнить 2-3 песни и поздравить гостей вечера.
Стоимость новогодних онлайн-вечеринок зависит от многих факторов. Например, какие фокусники и певцы будут приглашены. Обычно на проведение новогодней вечеринки мы закладываем в план 4-5 часов. Это оптимальное время для того, чтобы сотрудники компании смогли вдоволь насладиться вечером.
Рекомендую казахстанским ивент-агентствам обратить внимание на Россию. Там несколько ивент-компаний объединяются с кондитерами, декораторами и организуют кейтеринговые холдинги и для новогодних вечеринок создают разные боксы – в них кладут угощение, шампанское и хлопушку. Эти коробочки доставляют участникам онлайн-корпоратива, чтобы как-то компенсировать отсутствие банкетного стола. В Казахстане тоже собирают такие боксы, обычно это делают сотрудники HR-департаментов для всех сотрудников компании.
Онлайн-коммуникации прочно вошли в нашу жизнь, поэтому в будущем какие-то мероприятия также будут проходить дистанционно. Думаю, что популярным станет гибридный формат ивентов, когда вечеринка одновременно идет в онлайн и офлайн-режимах. Например, часть сотрудников может находиться дома, а часть в ресторане. У каждой из этих групп разные ведущие, но шоу-программа общая. Особенно этот формат удобен для компаний, сотрудники которых находятся в разных регионах РК, странах.