«Недавно наша компания согласовала с Правительством Казахстана 10 новых проектов государственного масштаба, которые предусматривают льготное финансирование, в том числе от таких крупнейших международных институтов, как JP Morgan, ТСС Group и др.», – поясняет президент ТОО «Саутс-Ойл» Серикжан Сейтжанов.
По словам бизнесмена, шесть из них планируется реализовать в Туркестанской области, два – в Шымкенте, и еще по одному в Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях. В результате предполагается создать минимум 10-12 тыс. рабочих мест.
Общая сумма инвестиций составит порядка 1 трлн тенге, или около $2,5 млрд, в том числе первоначальный транш в размере $300 млн будет освоен уже в ближайшее время. Сроки окупаемости проектов – от 10 до 15 лет.
При этом у компании есть договоренность, что возврат ресурсов будет произведен только после запуска объектов, отмечает Серикжан Сейтжанов.
Подробнее о новых проектах он рассказал в интервью корреспонденту «Капитал.kz», а также о том, есть ли в целом перспективы у нефтехимической промышленности и какие сферы бизнеса показали рост во время карантина.
- Серикжан Сейтжанович, расскажите, пожалуйста, какие проекты будут запущены в Туркестанской области?
- Первый проект в Туркестанской области предполагает строительство химического комплекса «Састобе», где будет выпускаться 5 видов продукции: каустическая сода, ПВХ, карбид кальция, высококачественный цемент и известь.
На сегодняшний день известь в Казахстане пока никто не производит, ее импортируют к нам из Узбекистана и Турции. В то же время она востребована во многих проектах «Казахмыса», который в свою очередь готов будет приобретать ее у нас.
Второй проект – запуск каскадной Угамской ГЭС мощностью 220 МВт протяженностью в 26 км. Мы рассчитываем, что после введения электростанции в эксплуатацию она покроет нехватку электроэнергии в Туркестанской области и Шымкенте. По сходству ее можно сравнить с Мойнакской ГЭС. Также в рамках данного проекта мы прорабатываем вопрос обеспечения питьевой водой пяти районов области.
Объемы и сроки финансирования по обоим проектам уже утверждены, планы согласованы с партнерами. Как только пандемия пойдет на спад, мы приступим к строительству двух объектов.
Что касается третьего проекта – строительства нефтехимического завода «Стандарт петрольнефтехим» мощностью до 2 млн тонн, то оно уже идет полным ходом. Технология, которую мы будем там внедрять, впервые используется в Казахстане. Думаю, что к концу следующего года мы завершим первый его этап, второй планируем сдать в 2022-2023 годах.
Четвертый – проект углехимического комбината мощностью 100 тыс. тонн в год для производства нефтехимических продуктов – мы запустим до конца этого года. На нем с чистого угля мы намерены получать 65% выхода –нафталин, бензол, этанол, ксилол, дизтопливо плюс мазут, то есть 6 видов продукции. Это тоже наше ноу-хау.
Пятый проект – строительство ТЭЦ в Туркестане мощностью 50 МВт, в дальнейшем она будет обеспечивать город теплом и электроэнергией.
Шестой проект связан с развитием Сузакского месторождения – «СозакФосфат». Пока мы завершаем разведку на двух месторождениях Ушбас-1 и Ушбас-2. Запас на них очень большой, причем с высоким содержанием фосфора – от 18-32%. В дальнейшем мы хотим построить здесь завод, на котором будут работать от 2000-5000 человек. Кроме того, планируем расширить линию железной дороги от Ушбаса до Жанатаса протяженностью около 40 км.
- А какие проекты вы планируете в Шымкенте?
- Первый проект в Шымкенте носит социально значимый характер для города – это строительство многопрофильной медицинской клиники на 1000 койко-мест, где будут работать 32 отделения. Более того, на ее базе мы впервые в Казахстане хотим внедрить протонную терапию, которая используется для лечения онкобольных. По поводу поставки оборудования мы уже договорились с компаниями Siemens и Philips. Сам проект разработан крупной всемирно известной корпорацией Shanghai Construction Group. Строительство клиники обусловлено еще и тем, что в нашей медакадемии сейчас обучается порядка 6500 студентов, которым негде проходить практику.
Второй проект в Шымкенте – Стандарт-стиль – направлен на улучшение окружающей среды и на переработку отходов свинцового завода. Мы уже построили 2 линии для переработки отходов свинцового завода в такие рентабельные продукты, как медь, железо и серебро.
- С какими направлениями будут связаны два оставшихся проекта, девятый и десятый?
- Девятый проект будет связан с расширением производства цианида натрия компанией Talas Investment до 30 тыс. тонн в Жамбылской области. Мы уже подписали контракт с китайской корпорацией ТСС Group. Спрос на эту продукцию всегда был огромным.
Десятый проект включает строительство горно-обогатительного комбината в Восточно-Казахстанской области. В настоящее время совместно с известной китайской компанией NFC разрабатываем технико-экономическое обоснование. В марте они планируют завершить его полностью и приступить к самой проектной части.
Все проекты – крупные и значимые. В результате мы ожидаем, что они принесут большой положительный эффект не только экономике указанных регионов, но и в целом всей страны.
- Принимает ли в ваших проектах участие малый и средний бизнес?
- Безусловно. Практически во всех наших направлениях присутствует малый и средний бизнес, начиная от обеспечения питанием наших сотрудников и отделочных работ, заканчивая проектированием сложных объектов и т.п.
- Вы упомянули о проекте, направленном на улучшение окружающей среды. Насколько важным является для вас соблюдение экологических норм?
- Экология для нас всегда была и остается на первом месте. Поэтому на всех объектах, где мы работаем, выбросы в окружающую среду составляют ноль.
В начале строительства завода в Шымкенте мы столкнулись с сопротивлением со стороны жителей, которые выходили на забастовку, убежденные в том, что мы наносим вред экологии. Тогда я специально отправил нескольких активистов в Китай, чтобы они смогли посетить там аналогичный завод и увидеть, как проходит весь производственный цикл. В результате они убедились в соблюдении всех экологических норм и безопасности для окружающей среды. Теперь их дети и внуки работают на нашем заводе.
- В 2018 году вашей компанией было начато строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода Standard Petroleum (мощностью 2 млн тонн в год), который должен выпускать бензин и дизтопливо стандартов евро-5 и евро-6. Запуск был намечен на 2020 год…
- Да, пандемия внесла свои коррективы. К сожалению, нашим работникам тоже не удалось избежать карантинных мер. В этой связи строительство завода шло не в полную силу. Тем не менее около 50% объекта уже построено. Надеемся, что запуск произойдет в следующем году.
- Какие сферы вашего бизнеса больше всего подверглись влиянию коронакризиса?
- Я не скажу, что какой-то из бизнесов резко снизил свои позиции.
Как я уже отметил, в большей степени коронавирус ударил именно по строительным работам, связанным с перемещением наемных сотрудников. Много людей сразу в одно время не смогли выехать на объекты или были закрыты на карантин.
Особенно это сказалось на объектах, расположенных в Атырауской, Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях. В меньшей степени в Жамбылской, которая географически расположена рядом с нами.
В то же время бизнес, связанный с производством цемента, наоборот «выстрелил», мы были загружены даже выше, чем на 100%. Большие отгрузки шли в Узбекистан. Кроме того, повышенная потребность в тампонажном цементе была у отечественных национальных компаний.
На объемы и производственные мощности предприятий нефтехимии я тоже не считаю, что кризис как-то сильно повлиял.
К тому же я надеюсь, что в апреле пандемия все-таки пойдет на спад, и те направления, которые были подвержены кризису, так или иначе восстановятся.
- По вашему мнению, у нефтехимической промышленности есть перспективы?
- Однозначно. Приведу пример. Допустим, одна тонна непереработанной продукции (нефти) обходится нашей компании в среднем в $350, тогда как стоимость конечного продукта, который мы продаем, доходит до $2200-2300 за тонну. Как видите, это в разы больше. В случае, если мы не сможем обеспечить себя сырьем, то есть возможность приобрести его в России. И уже после переработки реализовывать в другие страны.
- Как-то вы упомянули, что в Казахстане не хватает специалистов в сфере нефтехимии…
- Да, по этой причине несколько лет назад мы создали инновационно-технологический колледж, где студенты обучаются по 12 направлениям. Лучших выпускников мы трудоустраиваем на свои объекты.
Более того, на базе данного колледжа мы хотим в ближайшей перспективе создать казахстанский инновационный университет. Расширить территорию на 150 гектаров, построить кампус, тем самым создать инфраструктуру с соответствующей системой жизнеобеспечения как для студентов, так и для преподавателей.
- До сих пор вы привлекали в свои проекты крупных международных инвесторов. Тем не менее некоторые эксперты утверждают, что интерес инвесторов к Казахстану падает изо дня в день.
- Думаю, что такая тенденция сейчас происходит во всем мире, она вызвана пандемией и наблюдается не только в нашей стране. Поэтому нельзя сказать, что интерес инвесторов падает именно к Казахстану.
В свое время первым президентом страны были созданы все необходимые условия и благоприятная среда для привлечения иностранных инвестиций. Сегодня инвесторы из Европы, Великобритании, США и других мировых держав по-прежнему продолжают видеть перспективы в казахстанской экономике. Подтверждение тому – недавняя встреча нашего премьер-министра с руководством таких крупных международных корпораций, как JP Morgan, ТСС Group, Shanghai Construction, NFC, которые, несмотря на ситуацию с коронавирусом, специально приехали в Казахстан, чтобы инвестировать в наш регион.
- Недавно прошло официальное открытие отеля Rixos в Туркестане. В какие сроки он был построен? Какова стоимость проекта?
- Официально мы открыли Rixos в Туркестане 21 ноября при участии премьер-министров двух стран – Казахстана и Узбекистана. Отель был построен за 18 месяцев. Стоимость проекта – $50 млн. Окупить инвестиции планируем уже через 7-8 лет.
Мы рассчитываем на хорошую заполняемость отеля. Это связано еще с тем, что в ближайшем будущем по маршруту Шымкент – Туркестан – Самарканд будет запущен скоростной поезд, который сократит время поездки между этими городами до 2,5-3 часов. Кроме того, рядом с Rixos мы возвели торговый центр площадью 20 тыс. кв. м. Практически все площади здания уже заняты арендаторами. На данный момент предприниматели приступили к отделке и оформлению своих помещений.
На самом деле строительство отеля в Туркестане – это стратегическая необходимость. Я уверен, что туристический регион за счет этого будет развиваться еще большими темпами.