Новый Закон "Об игорном бизнесе", предусматривающий запуск Центра учета ставок (ЦУС), навис над отечественными букмекерскими компаниями как дамоклов меч. Больше всего недоумение у участников рынка вызывают три фактора. Первый – дата запуска ЦУС, второй – техническая неготовность системы к работе, и третий – монопольный статус Центра.
Все три фактора, считают члены Ассоциации букмекеров Казахстана, приведут в конечном итоге к снижению налоговых поступлений от легальных компаний и переходу клиентов на зарубежные офшорные платформы. По экспертным оценкам участников рынка, внедрение ЦУСа в текущем варианте снизит объемы рынка минимум на 20%.
«Для игроков основной проблемой системы станет ограниченность в платежных методах, которые будут доступны для использования. На момент запуска у ЦУСа, а это 4 января 2021 года, возможность платежей предусмотрена только с помощью банковских карт. При этом основные платежные методы — платежные терминалы, электронные кошельки, мобильная коммерция, интернет-банкинг — будут недоступны», - отмечает руководитель платежной организации PayDala Илья Ефименко.
Здесь стоит учесть, что ТОО Exirius, как представитель ЦУС, презентовал продукт 15 и 25 ноября текущего года. Но по итогам презентации у всех букмекерских контор, платежных организаций и банков второго уровня появилось много вопросов к разработчикам, говорит Илья Ефименко. В их числе и отсутствие утвержденных министерством культуры и спорта правил к ЦУС, процедуры заключения договора, списка требуемых документов и самого договора с Центром, в котором описаны его функционал и роль в создаваемой экосистеме. Кроме того, не представлены требования к букмекерским конторам и платежным организациям, которыми должны обладать участники для подключения к ЦУС. Список состоит из 15 проблемных вопросов, на которые Ассоциация пока не получила ответов ни от ТОО Exirius, ни от министерства культуры и спорта. При этом до запуска ЦУС осталось 14 рабочих дней.
«В законе нет четкого и прямого указания о том, что ЦУС должен быть один. Таким образом, уполномоченный орган, создавая частного монополиста, ущемляет права субъектов бизнеса, что нарушает конституционные права, предусмотренные п. 4 ст. 26 Конституции, а также нормы Гражданского и Предпринимательского кодексов РК.
Данная позиция находит подтверждение в ответе Генеральной прокуратуры от 30 мая 2019 года на обращение ОЮЛ «Ассоциация букмекеров Казахстана» о незаконности введения единого оператора пари и центра учета ставок, в котором указывается, что норма о введении единого оператора пари была исключена в силу ее нецелесообразности и риска нарушения прав предпринимателей. Данное обстоятельство еще раз подтверждает незаконность применения в данном случае процедуры ГЧП и монополизации ЦУС и является основанием для отмены заключенного договора ГЧП посредством прямых переговоров», - говорит председатель Ассоциации букмекеров Казахстана Сагынтай Арайлым.
Как отмечает глава Ассоциации, в законодательных нормах не прописана ответственность перед букмекерами: нет ни штрафов, ни отзыва договора ЦУС. Но представители ЦУС устно утверждают свою готовность работать с 4 января.
«При этом букмекерские конторы готовы интегрироваться с ЦУС как с системой учета, но не как с платежной системой. Но пока ЦУС не готова брать на себя материальные риски букмекеров за упущенную выгоду, за сбой в работе своей же системы и потери клиентов, и самое страшное, что завтра, когда это может случиться, не известно, кто за это будет нести ответственность», - утверждает Сагынтай Арайлым.
Также члены Ассоциации акцентируют внимание на том, что ЦУС пытается установить комиссию в виде 4% от оборота букмекерских контор, который по объемам больше, чем НДС, выплачиваемый представителями игорного бизнеса. То есть ЦУС внедряет свой собственный «косвенный налог» для букмекеров и, будучи монополистом, может устанавливать любую сумму вознаграждения за свои услуги и изменять ее по своему усмотрению. При этом букмекерские конторы без какой-либо альтернативы должны будут платить данную комиссию, считают букмекеры. Данные платежи косвенно скажутся на финансировании спорта, которое зависит от доходности букмекерских контор.
«Ранее главные цели создания ЦУС были следующими: полное исключение теневого движения финансов в букмекерском бизнесе, контроль и соблюдение самоограничения лудоманов и т.д. То есть изначальная «правильная» идея превращается в простой коммерческий проект в масштабах монополий платежного рынка», - добавляет глава Ассоциации.
Получается, что букмекерские конторы будут вынуждены взять на расходы 4%-ной комиссии ЦУС, тем самым снизив сумму КПН, утверждает Сагынтай Арайлым. При этом, по данным КГД, букмекерские конторы оплатили в государственный бюджет за 2019-2020 годы в совокупности около 30 млрд тенге. К тому же у платежных систем уменьшатся обороты, которые были от БК, снизится количество платежных терминалов, тем самым арендодатели ИП тоже теряют свои доходы и не будут платить подоходный налог. Также из-за высокой дополнительной финансовой нагрузки увеличатся коэффициенты на ставки, что делает легальный букмекерский бизнес непривлекательным для клиентов. В итоге большинство клиентов уйдут в офшор.
«Первая главная проблема ЦУС – сроки запуска проекта. Из своего опыта могу отметить, что процесс довольно сложный. Ведь система планируется для внедрения на большом рынке и предусматривает немалое количество транзакций, операций как внутри нее, так и при подключении каждой отдельно взятой букмекерской компании. Интеграция, проверка, тестирование, пилотный запуск – это работа не на один месяц, как это сделали в случае с ЦУС и букмекерскими компаниями», - отметил инвестор и основатель CNP Processing GmbH Christopher Haney.