Начиная с марта этого года даже самые консервативно настроенные предприниматели переводят свой бизнес частично или полностью в онлайн. Для продаж стало достаточным использование цифровых торговых платформ и социальных сетей. Группа IDF Eurasia (бренд МФО Solva и Moneyman) провела исследование среди более 7 тыс. ИП и самозанятых казахстанцев в 17 регионах страны.
За 7 месяцев карантина произошел всплеск активности среди онлайн-покупок, совершенных казахстанцами. Сюда входит доставка еды, продуктов питания, покупка посуды, мебели, постельного белья, предметов первой необходимости, медикаментов, одежды, товаров для детей и дома.
Учитывая, что в период с марта по октябрь все непродуктовые рынки были закрыты, ИП стали активно использовать доступные цифровые платформы. Согласно исследованию группы IDF Eurasia в Казахстане, в апреле на этот шаг решились свыше 55% тех, кто раньше торговал только офлайн, на сегодняшний день 89% опрошенных активно работают онлайн, то есть рост за 6 месяцев составил 34%.
Участники исследования поделились мнением о том, какие онлайн-инструменты наиболее выгодные на их взгляд с точки зрения использования в продажах. 89% респондентов используют Instagram для продажи различных товаров и услуг с выездом на дом. Из них 48% не использовали эту соцсеть как инструмент продвижения до карантина.
Из 89% участников исследования 50% заявили, что одновременно используют несколько платформ: бесплатные объявления на электронных супермаркетах market.kz, olx.kz, slando.kz. Не используют платный контент 25%, потому что считают его слишком дорогим. Применяют соцсети для продажи, но еще не получили роста продаж или заявок со стороны аудитории 14% респондентов.
Во время карантина, используя предоставляемые площадкой бесплатные возможности, ИП и самозанятые сделали вывод, что необходимо заниматься не только развитием и внедрением доставки, а уметь «продавать» товар по телефону, консультировать, составлять продающие тексты объявлений, а также нести ответственность за качество проданного товара, а именно работать с отзывами клиентов.
100% опрошенных участников сделали вывод, что объем продаж зависит не только от качества написанных объявлений и фото, но и степени удовлетворенности клиентов обслуживанием.
Также 100% опрошенных заявили, что не отдают на аутсорс услуги СММ по причине дороговизны услуг специалистов этой сферы.
60% респондентов рассказали, что работа онлайн сложнее, потому что пришлось приобретать навыки, которые им чужды, например, копирайтинг, обработка фото, работа с отзывами недовольных клиентов, использование каналов продвижения своих товаров и услуг.
30% участников опросов сообщили, что для продвижения товаров в соцсетях пользуются помощью своих детей, племянников и даже соседей, которые лучше ориентируются в интернете.
10% респондентов сказали, что сами занимаются продвижением продаж в интернете.
Резюмируя вышесказанное, в условиях карантина казахстанские предприниматели продемонстрировали быструю адаптацию к меняющимся условиям. Они максимально снижают прежние операционные издержки, но получают новые. Однако предприниматели не падают духом – 100% опрошенных уверенно заявили, что те, кто пережили 1990-е годы, смогут пережить и карантин.
Из 100% опрошенных 55% ответили, что вернутся в офлайн после завершения карантина, но часть бизнеса будут вести в интернете.
19% участников исследования рассказали, что полностью перевели бизнес в онлайн-режим и не вернутся к прежнему формату, поскольку сократили свои расходы на аренду помещения.
16% отметили, что несмотря на первые трудности, в интернете им работается легче.
10% респондентов вынуждены работать онлайн, но будут полностью переходить в офлайн при первой возможности.
Далида Давлятшина, операционный директор группы IDF
Eurasia в Казахстане