Специалисты купонного сервиса Chocolife.me поговорили со своими партнерами и узнали, как они готовятся к возможному карантину.
Владимир Соснин, основатель сети фитнес-клубов Nautilus:
Как вы пережили первый карантин? После первого карантина по потоку клиентов все просело в 2,5 раза и до сих пор продолжается в таком же режиме. Каждый месяц с февраля этого года идем в минус. По трем точкам потеряли в сумме примерно 10 миллионов тенге за это время.
Какие меры были предприняты для спасения бизнеса? Всем клиентам замораживали абонементы, чтобы им проще было вернуться. Договариваемся со всеми арендодателями о снижении аренды. Двое уже дали снижение аренды на 15%. Третий поднял аренду с начала года. Данное снижение не спасло ситуацию: чтобы выходить в ноль, нужно 50% аренды убрать.
Как будете восстанавливаться, сколько времени на это понадобится? Пока сложно сказать, сейчас максимально вкладываемся со своих сбережений, просто чтобы не закрыться. По сути мы платим миллионы, чтобы не закрыть залы, чтобы люди ходили и занимались. Надеемся, что постепенно все будет возвращаться на прежний лад после снятия всех ограничений. Ждем нормального режима работы, открытия границ – многие наши клиенты были иностранными студентами. Думаем, потребуется примерно два года, чтобы все вернулось к докарантинным показателям.
Как считаете, сможете ли пережить потенциальный второй карантин? Второй карантин, если он не затянется, скорее всего переживем за счет своих накоплений.
Фарид Сайфулин, генеральный директор сети тренажерных залов PYRAMID TEAM:
Как вы пережили первый карантин? Достаточно тяжело, так как впервые сталкиваемся с подобным явлением. Не было понимания, как и что нужно делать в сложившейся ситуации, и как долго все это продлится. Арендодатели не пошли нам навстречу и приходилось полностью выплачивать цену аренды все месяцы, что мы находились на карантине, так как на общественных началах до наступления карантина наша команда запустила благотворительный проект. Он подразумевает бесплатное посещение наших спортивных комплексов людьми с ограниченными возможностями. Поэтому мы не могли допустить закрытие какого-либо из филиалов, а наоборот, нацелены на увеличение количества спортзалов, чтобы у людей с ограниченными возможностями была шаговая доступность от места жительства или работы. Потери были как прямые, то есть связанные с оплатой аренды, коммунальных платежей, так и косвенные, такие как недополученная прибыль за период карантина, так и после смягчения ограничительных мер. Люди стали бояться приобретать долгосрочные абонементы, думая, что в любой момент могут вновь ввести строгий карантин.
Какие меры были предприняты для спасения бизнеса? Был привлечен как собственный, так и заемный капитал. Собственных средств, конечно, не хватало, поэтому приходилось брать в долг, а также использовать кредиты. Но параллельно с этим пытались найти спонсоров для поддержания нашей благотворительной программы. Занятие это сложное, так как сейчас всем тяжело приходится, но одна из крупнейших строительных компаний все же откликнулась, поэтому хотим выразить ей огромную благодарность. Больше положительных ответов на наши просьбы мы не получили.
Как будете восстанавливаться, сколько времени на это понадобится? Без сторонней поддержки восстанавливаться придется долго, минимум год, и это при условии, что больше не будут вводиться ограничительные меры. Для восстановления будем проводить различного рода акции, улучшая при этом качество оказываемых услуг. Также продолжим поиски по привлечению капиталов для развития нашей сети.
Как думаете, сможете ли пережить потенциальный второй карантин? Будет, конечно, сложно, но у нас позитивный настрой и уже есть некий опыт, то есть врасплох второй карантин нас не застанет.
Гульнара Ибрагимова, начальник департамента маркетинга СК «Казахстан»:
Как вы пережили первый карантин? Вы правильно подобрали слово, мы карантин именно пережили. Пострадали все и всё в нашем бизнесе. Владелец бизнеса, по сути, обанкротился. Сотрудники остались без заработной платы (средств на существование), так как она в нашем бизнесе идет за счет выработки. Из-за простоя в негодность пришла вся сантехника, а также пришлось менять дорогостоящий насос, который качает минеральную воду для нашего бассейна из источника. За период карантина спорткомплекс недополучил 100 млн тенге валовой прибыли. После начала деятельности многие клиенты стали требовать возврата средств за приобретенные абонементы, что значительно усугубило финансовую ситуацию собственника бизнеса.
Какие меры были предприняты для спасения бизнеса? Спорткомплекс находится в аренде, мы обратились к арендодателю с просьбой заморозить арендную плату. На что получили одобрение. Сразу после открытия мы разработали маркетинговые акции для привлечения новой аудитории, которая будет ходить на спорт даже при карантине. Также мы стали думать в сторону расширения бизнеса в части направления, которое бы не закрылось на карантин при повторном локдауне. Мы получили лицензию на медицинскую деятельность. Стали развивать направления по восстановлению здоровья после болезни, после спортивных травм, ЛФК (лечебной физкультуры), дыхательной гимнастики (йога) и плавания с инструктором.
Как будете восстанавливаться, сколько времени на это понадобится? Ежедневно нашим отделом маркетинга и продаж проводится масштабная работа по привлечению клиентов. Думаю, что понадобится около 12 месяцев для восстановления прежних масштабов.
Как думаете, сможете ли пережить потенциальный второй карантин? Сможем, за счет медицинского направления.
Юлия Сапожникова, директор Body Gym:
Как вы пережили первый карантин? Выстоять при первом карантине удалось только потому, что арендной платы у нас не было, мы договорились с арендаторами. Потери были стопроцентные.
Какие меры были предприняты для спасения бизнеса? Всяческие меры по спасению бизнеса до сих пор предпринимаются: запускаем рекламу, улучшаем маркетинговые кампании, идут переговоры по снижению аренды помещения. Если будет вторая волна, о которой все говорят, думаю, что 70% фитнес-клубов в Алматы будут вынуждены закрыться.
Рафик Мурадилов, управляющий Befitness:
Как вы пережили первый карантин? Я думаю, вся фитнес-индустрия пострадала. Всех залов это коснулось. Мы потеряли очень много выручки за тот период, когда могли бы работать, как раз это был сезон – с февраля по апрель.
Какие меры были предприняты для спасения бизнеса? Меры – раскрутка, привлечение клиентов, реклама.
Как будете восстанавливаться, сколько времени на это понадобится? Думаю, восстанавливаться будем примерно два-три месяца. Пока люди снова начнут заниматься.
Как думаете, сможете ли пережить потенциальный второй карантин? Второй карантин переживем, куда денемся. Но у других залов дела могут обстоять хуже, потому что не всем дают льготы по аренде на период карантина. От этого будет зависеть судьба алматинских залов. Плюс многие старые клиенты пока опасаются возобновлять занятия из-за потенциального второго карантина.