В Казахстане растут цены на растительное масло. По словам участников рынка, это связано с дефицитом сырья, используемого для выпуска масла. Так как основной объем маслосемян направляется на экспорт. Если государство не предоставит субсидии для фермеров для реализации сырья местным переработчикам, то цены на растительное масло могут вырасти на 60-100%. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с производителями масла и узнал об их проблемах.
- Полностью ли загружены мощности вашего предприятия?
ТОО «Масло-Дел»: Несмотря на внушительный объем производства, мощности нашего завода загружены местным сырьем лишь на 55%. Часть оборудования простаивает из-за дефицита сырья на рынке. Это связано с тем, что казахстанские фермеры не заинтересованы продавать маслосемена местным переработчикам, а при покупке маслосемян на внутреннем рынке наблюдается усиленная конкуренция со стороны трейдеров-экспортеров. Они скупают маслосемена у местных фермеров и предлагают им такую же цену, что и казахстанские заводы-переработчики, так как при экспорте НДС возвращается. В результате переработчикам маслосемян не удается приобрести необходимый объем сырья на внутреннем рынке.
При этом Россия, КНР, Узбекистан проводят активную кампанию по закупу сырья на рынке РК. Это негативно влияет на объем производства масла в Казахстане.
Чтобы производственные мощности не простаивали, нам приходится закупать сырье в соседних странах. Дефицит маслосемян, рост цен на них способствует удорожанию растительного масла.
АО «Шымкентмай»: При стабильном обеспечении предприятия сырьем наш завод может производить до 45 тыс. тонн растительных масел в год. Но сейчас наблюдается дефицит сырья для производства масла, и наш завод вынужден простаивать.
В 2019 году загрузка производственных мощностей завода достигала 69,7%. В первом полугодии 2020 года этот показатель не превысил 65%.
Учитывая огромные мощности крупных предприятий Казахстана, реализуемого на местном рынке масличного сырья всегда недостаточно для обеспечения их работы. Это одна из самых острых проблем, от решения которой зависит дальнейшее функционирование как нашего, так и других заводов по переработке масличного сырья.
Ежегодный недостаток на рынке казахстанского сырья связан с дефицитом посевов масличных культур, их невысокой урожайностью, а также ухудшением качества сельхозпродукции. При этом экспорт масличных культур способствует ежегодному росту дефицита маслосемян. Для решения проблем с недостатком сырья компания старается заменять один из видов масличных культур другими, заранее заключать контракты на поставку сырья. Но этого оказывается недостаточно. Периодически наш завод вынужден импортировать сырье из России.
Директор агрокомплекса «Жетысу Мажико» Сергей Терещенко: Наш завод начал работу в 2020 году. Мы занимались переработкой подсолнуха, а сейчас нацелены на рапс. К сожалению, используем не только казахстанское сырье, около 50% рапса нам приходится приобретать в России. Мы уже закупили 12 тыс. тонн рапса в Краснодаре и начали его переработку. Планируем завозить подсолнечник из Самары, Оренбурга. По нашим оценкам, даже этого сырья будет недостаточно.
ТОО «Усть-Каменогорский маслозавод»: Производственные мощности нашего завода
в сезоне 2019-2020 годов были загружены только на 73%. По нашим оценкам, объем недозагруженного сырья составил 6,6 тыс. тонн семян подсолнечника.
- Какие меры будут более эффективными для решения проблем с дефицитом сырья? Лучше ввести пошлины на экспорт маслосемян или внедрить субсидии для фермеров, реализующих сырье местным переработчикам?
ТОО «Масло-Дел»: Считаем, что для загрузки заводов будет эффективно и введение пошлины на экспорт маслосемян, и субсидирование фермеров, которые будут продавать сырье местным переработчикам. Но так как решение о введении пошлины на экспорт маслосемян принимается на уровне ЕАЭС и Казахстан не сможет действовать в одностороннем порядке, то вопрос введения субсидий для фермеров находится в компетенции государства. Эти меры позитивно повлияют не только на развитие масложировой отрасли, но и на экономику страны в целом. Если весь объем выращенных семян останется в Казахстане и его купят отечественные масложировые заводы, то около 112 млрд тенге отрасль де-факто направит в экономику. В эту сумму входят затраты заводов масложировой отрасли на выплату зарплат своим сотрудникам, оплата коммунальных услуг и так далее. При этом в 112 млрд тенге не включены выплаты по кредитам, налогам. Таковы данные Ассоциациии предприятий масложировой промышленности РК. По нашим подсчетам, если государство не предоставит субсидии для фермеров, реализующих сырье местным переработчикам, то цены на растительное масло могут вырасти на 60-100%.
АО «Шымкентмай»: В любой стране важно обеспечить бесперебойную работу крупных предприятий. Наш завод поддерживает большое количество семей в регионе, обеспечивая их работой и стабильной заработной платой. От деятельности нашего предприятия зависит стабильность более 600 сотрудников и наших партнеров.
Наша компания неоднократно поднимала вопрос об ограничении экспорта масличного сырья. Недавно вывоз семян подсолнечника из Казахстана был временно ограничен. Мы также поддерживаем решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 марта 2020 года №43 «О мерах нетарифного регулирования». В этом документе указано, что отдельные виды масличных запрещено вывозить из стран ЕАЭС.
Введение запрета на экспорт масличных культур может способствовать стабилизации ситуации на рынке растительных масел. Эта мера будет стимулировать сельхозпроизводителей продавать свою продукцию перерабатывающим предприятиям своего региона и странам ЕАЭС. А переработчики смогут сохранить рабочие места и поддерживать развитие экономики региона.
В период действия запрета на экспорт семян подсолнечника из страны нашему предприятию удалось закупить крупный объем этого сырья на летний период.
Мы неоднократно обращались в Министерство сельского хозяйства РК, чтобы запрет на вывоз масличных семян из Казахстана или из стран ЕАЭС был продлен. Эта мера поможет предотвратить дефицит на рынке продовольственных товаров, сохранить рабочие места. Также проблемы с дефицитом масличных семян можно попробовать решить, установив экспортную пошлину на вывоз масличного сырья или установив квоту.
Субсидирование фермеров, которые реализовывали сырье казахстанским переработчикам, – не совсем эффективно. Более действенной мерой для стабилизации ситуации на рынке сырья является введение экспортных пошлин, квотирование, запрет на вывоз сырья.
Директор агрокомплекса «Жетысу Мажико» Сергей Терещенко: Как сделать так, чтобы значительные объемы сырья перерабатывались у нас в стране? Лучше, чтобы в Казахстане производители стремились выпускать конечный продукт: масло, шроты, жмыхи, чем сырье. Ведь если сырье пройдет переработку, по данным Ассоциации предприятий масложировой промышленности РК, то в экономику будет направлено более 100 млрд тенге.
В эту сумму входят затраты переработчиков на оплату коммунальных услуг, расходы по заработной плате и так далее. Поэтому думаю, что для решения проблем с недостатком семян можно использовать все меры: и заградительные – Россия ввела 20% пошлину на вывоз маслосемян и поощрительные – субсидирование фермеров, которые сдают семена производителям масла.
ТОО «Усть-Каменогорский маслозавод»: Считаем, что субсидирование фермеров, предоставляющих сырье местным переработчикам, более эффективно.
- Со 2 июля Китайская таможенная лаборатория стала более усиленно проверять продукты на наличие ГМО. Причем сырье, из которого производится этот же продукт, не проходит мониторинг по данному показателю. Предположу, что за счет такой меры КНР пытается защитить внутренний рынок.
ТОО «Масло-Дел»: Действительно, попасть на продовольственный рынок Китая достаточно сложно. КНР использует различные инстурменты защиты своего рынка от экспортных поставок.
Несмотря на это, мы продолжаем партнерство с КНР, так как наше масло проверено аккредитованными лабораториями, в его составе нет ГМО.
АО «Шымкентмай»: Китай – это перспективный рынок для казахстанских компаний. Но попасть туда очень проблематично. Требования к экспортерам готовой продукции, которые предъявляет КНР, даже выше казахстанских ГОСТов. Нам удалось выйти на рынок Поднебесной, сейчас поставляем туда растительное масло. Но, несмотря на отличное качество наших шротов, мы до сих пор не смогли получить все разрешения на поставку их в КНР.
Директор агрокомплекса «Жетысу Мажико» Сергей Терещенко: Думаю, что Китай действительно больше заинтересован в поставках импортного сырья, чем готовой продукции. Потому что при импорте сырья китайские производители формируют более высокую добавленную стоимость на свой продукт, могут контролировать качество своих товаров.
ТОО «Усть-Каменогорский маслозавод»: Инициатива китайской лаборатории, несомненно, это прямая поддержка китайских переработчиков сырья.
- Как будет развиваться масложировая отрасль Казахстана?
ТОО «Масло-Дел»: Уверены, программа субсидирования фермеров для сдачи ими сырья местным производителям необходима. Так фермеры будут мотивированы выращивать масличные культуры. Это будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны, защите внутреннего рынка. Без поддержки государства импортная продукция может заполонить наш внутрненний рынок. В результате ситуация в масложировой отрасли Казахстана может ухудшиться, это негативно повлияет на продовольственную безопасность.
АО «Шымкентмай»: После внедрения программы субсидирования фермеров при сдаче ими сырья переработчикам РК не стоит ждать активного развития масложировой отрасли. Для развития отрасли нужен комплекс мер, в том числе введение запрета на экспорт сырья.
Директор агрокомплекса «Жетысу Мажико» Сергей Терещенко: Для развития масложировой отрасли следует обеспечивать поддержку как фермерам, так и переработчикам. Например, можно проводить семинары, уведомлять фермеров об объеме рапса, который нужно закупить переработчикам.
В РК важно развивать семеноводство, которое будет стимулировать рост урожая. У нас в стране нужно повышать качество масличных семян, так как казахстанский подсолнечник дает выход масла 40-45%. Для сравнения: в Украине, Татарстане этот показатель достигает 60-62%. Если в Казахстане урожайность маслосемян составляет 10-15 центнеров с гектара, то в Украине, Татарстане этот показатель доходит до 40.
ТОО «Усть-Каменогорский маслозавод»: Программа субсидирования хозяйств, производителей масличного сырья будет стимулировать производство масличных семян, их переработку. В результате увидим мультипликативный эффект на экономику страны (перевозка, упаковка, энергетика, реклама и т.д.). При более полной загрузке мощностей переработчиков, внедрении программ переоснащения завода переработчики смогут производить более качественный продукт.
Если производственные мощности переработчиков по-прежнему будут загружены не полностью, то можно ожидать постепенной стагнации масложировой отрасли страны.
Это будет связано с оттоком квалифицированных кадров из отрасли, снижением занятости, банкротством или разорением предприятий, доминированием на продовольственном рынке импортного подсолнечного масла.