Пандемия вынудила Raimbek Group начать оптимизацию бизнеса. По словам главы компании Раимбека Баталова, завод по производству соков планируется передислоцировать на территорию завода по выпуску молока, ведь выручка группы просела почти на треть, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Наша компания потеряла около 20-30%
выручки в период пандемии. Но нам грех жаловаться, потому что соки и
молоко, которые мы производим, во время коронакризиса продолжают
пить. Мы не останавливали производство, но возникали сложности с логистикой. Выручка просела, потому что компания работает по всем каналам
продаж, в том числе с сегментом HoReCa, гипермаркетами, супермаркетами, магазинами у
дома», - сказал Раимбек Баталов на онлайн конференции.
Спрос на продукцию компании в сегменте HoReCa «ушел почти
в ноль», по магазинам у дома - сократился примерно
на 30%.
«Гипермаркеты категории А сначала показали рост (спроса на продукцию компании. - Ред.), затем спрос стал снижаться. Спад продаж мы связываем с
сокращением доходов населения», - рассказал предприниматель.
Пандемия откорректировала и стратегию развития бизнеса Raimbek Group. Например, в линейку выпускаемой продукции компания начала внедрять более дешевые продукты.
«Производим
и оптимизацию. Локдаун нас подтолкнул к внедрению тех инициатив,
которые ранее откладывали. Мы приостановили практически все инвестиционные
проекты. Сейчас оптимизируем свой завод по производству соков, который находится
на улице Жандосова в Алматы, и (переносим - Ред.) на единую площадку с молочным заводом.
Еще раз подчеркну - пандемия существенно
ударила по бизнесу», - сказал Раимбек Баталов.
Особенно из-за карантина страдает микро- и малый бизнес. В Алматы, по оценкам предпринимателя, закрывается около 30-40% таких предприятий. «В городе более 1 тыс. действующих предприятий малого и микробизнеса. Но, если учитывать статистику по реально действующим кассовым аппаратам, их не более 500-600 тыс.», - отметил он.
«Лучше горькая правда»
На онлайн-конференции затронули и вопрос искажения статистических данных. Исполнительный директор ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана» Мунавара Палташева подчеркнула, что статистика по учету бизнеса «очень кривая».
«На днях мы встречались с предпринимателями Ассоциации легкой промышленности и Ассоциации мебельной промышленности. Они были удивлены, что, по статистике, их отрасли демонстрируют рост. На самом деле, по их словам, многие компании мебельной и легкой промышленности закрыты, и, соответственно, роста быть не может», - уточнила она.
Раимбек Баталов добавил, что госорганам и акиматам необходимо работать над актуализацией статистических данных по бизнесу. «Лучше горькая правда! Достоверная статистика по бизнесу нужна, потому что суммы, которые выделяет государство на поддержку МСБ, немалые. Каждый аким должен быть ответственен за поддержку МСБ в своем городе, регионе. Когда нет (правдивой. - Ред.) статистики по бизнесу, сложно оценить эффект от программ поддержки», - считает предприниматель.
«Форум предпринимателей Казахстана» уже направил свои предложения в Комитет по статистике и акимат Алматы по актуализации базы данных МСБ.
«Тут встает вопрос: может, не всем выгодна реальная статистика? Если статистическая информация по бизнесу будет реальной, то доля теневой экономики может как минимум вырастет на 50%. Сейчас (в Алматы. – Ред.) доля теневой экономики в микро- и малом бизнесе составляет около 25%. Мы видим, что компании отражают только 25-30% своего оборота», - уточнил Раимбек Баталов.
Он считает, что линейку инструментов финансирования для поддержки бизнеса нужно расширять, также необходимо изменить базовые походы по
господдержке малого и микробизнеса.
«Да, есть программа Фонда «Даму» по льготному
кредитованию, но ею в основном пользуется средний бизнес. Это можно увидеть по
среднему чеку на одного заемщика. Достаточно большую долю в кредитовании малого
бизнеса занимают МФО, но там очень высокие ставки по займам. А бизнесу нужно предлагать долгосрочный льготный лизинг, финансирование под 6-8% годовых, нужны программы по обучению предпринимателей, например, аналогичные платформе на базе Almaty Business», - считает он.
Вторая волна коронавируса
«Выжить бизнесу при
втором локдауне будет очень сложно, - заметил бизнесмен. - Мы считаем, что нужно найти баланс: какие
компании стоит закрывать, а какие нет. COVID-19 затронул каждую семью, и самое важное - это здоровье
казахстанцев. Однако также важно сделать совместные
выводы с общественными объединениями, акиматами, министерством здравоохранения о том, как действовать во время второго локдауна».
По мнению Раимбека Баталова, «всем должны быть понятны причины», по которым работа некоторых компаний может быть приостановлена.
«У нас очень много нелогичных вещей (делается в период пандемии. – Ред.). Важно выработать прозрачные правила в этом направлении», - отметил предприниматель.