С начала года в Мангистауской области наибольший объем выданных кредитов среди отраслей экономики пришелся на торговлю. Как рассказали в региональном фонде АО «ФРП «Даму», за первое полугодие филиалом поддержано 63 проекта на сумму 9 млрд 705 млн тенге кредитов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Большая часть (19 проектов по субсидированию на 7,4 млрд тенге) пришлись на время работы в период ЧП и карантина. Субсидирование ставки вознаграждения – это один из наиболее востребованных инструментов поддержки. Поддержку по данному инструменту предприниматели могут получить в рамках нескольких госпрограмм: «ДКБ 2025», «Экономики простых вещей», программы ПРООН и «Нурлыжер». Наибольшее количество проектов поддержано в городах Актау (35%), Жанаозен (25%) и в Мунайлинском районе (19%). Наиболее активными банками второго уровня могу назватьАО «Народный Банк Казахстана» (те же филиалы), АО «Нурбанк», АО «FirstHeartlandJýsanBank», - отметил главный менеджер по работе с клиентами РФ «АО «ФРП «Даму» по Мангистауской области Досхан Саттибаев.
Наибольший объем выданных кредитов пришелся на сферу торговли (19%) и обрабатывающую промышленность (19%), деятельность в области административного обслуживания (11%).
Гарантий – на открытие нового бизнеса или расширение действующих направлений – филиал
фонда обеспечил 44, что позволило выдать предпринимателям почти 1,9 млрд
кредитных тенге, размер выданных гарантий составил 676 млн тенге.
«Наибольшее количество проектов по гарантированию поддержано в городах Актау (55%), Жанаозен (18%) и в Мунайлинском районе (16%). На сегодняшний день с гарантиями фонда работают все банки второго уровня во всех регионах Казахстана. Наиболее активными у нас являются ДБ АО «Сбербанк», АО «Нурбанк», АО «Народный Банк Казахстана», а именно Жанаозенский районный филиал и Мангистауский областной», – отметил главный менеджер по работе с клиентами РФ «АО «ФРП «Даму» по Мангистауской области Досхан Саттибаев.
В структуре подписанных проектов по гарантированию также преобладает сфера торговли (20%), обрабатывающая промышленность (18%), строительство (16%), услуги по проживанию и питанию (9%).
«По «Дорожной карте бизнеса 2025», например, гарантируются кредиты до 1 млрд тенге, размер гарантии от 50% до 85% от суммы кредита, размер и срок гарантии зависит от суммы кредита и вида деятельности предпринимателя, без ограничений на финансирование по видам деятельности, кроме торговли, по госпрограмме «Экономика простых вещей» гарантируются кредиты до 5 млрд тенге, размер гарантии от 30% до 50%», – подчеркивает Досхан Саттибаев.
Как рассказал Досхан Саттибаев, из-за пандемии по всей стране введены ограничительные
меры для предотвращения заражения населения, в том числе и для
предпринимателей. Но поскольку именно бизнесмены создают основу эффективного
роста экономики, правительство разработало антикризисные меры. Изменились
условия госпрограмм, доступ к финансированию. Более того, оно перешло на
упрощенный процесс согласования изменений, связанных с реструктуризацией
кредитов и сократило срок рассмотрения проектов с пяти до одного дня.
Отметим, что часть предпринимателей Мангистауской области остановила свою деятельность, другие смогли переориентировать производство на выпуск товаров, ставших необходимыми в период ЧП и карантина. Одно из таких – ИП Асель Жекеновой.
«Наше швейное предприятие специализируется на пошиве одежды для будущих и кормящих мам, а также на пошиве спортивной одежды для детей и взрослых. С марта наши магазины закрылись. Но когда возник дефицит масок, стали поступать обращения и просьбы пошива. Сначала стали шить из имеющейся в наличии ткани – 100% хлопка. Сначала это была обычная модель в складку по аналогии с одноразовой маской, но двухслойная. Модель была удобной, дышать в ней было комфортно, заказы увеличились. Маски покупали и в розницу, и оптом: компании организации, банки», – рассказала она.
Предприятие столкнулось с проблемой нехватки резинки для масок и сначала закупило ее внутри региона, где товар продавался по завышенной стоимости из-за вмиг возникшего повышенного спроса. Позже вышли на прямых производителей специализированной резинки диаметром всего 3 мм. Предпринимательница разработала новую модель масок и, принимая во внимание природно-климатические условия региона, стала использовать другую ткань – трикотаж, в составе которого 95% хлопка и 5% эластана. Размерный ряд также расширился детскими и подростковыми моделями. Клиентам предложили варианты брендирования масок. Как следствие, возник спрос.
«В марте половина сотрудников цеха была на карантине, работали только 50% штата. Мы продали около тысячи масок. Но в апреле их стали заказывать чаще, в итоге мы произвели 6 тыс. масок по разной цене. Оптовая цена составляла 350 тенге, розничная цена обычной маски без логотипа 400 тенге, с логотипом 450. Причем, цена зависела от сложности нанесения логотипа – при двустороннем нанесении цена увеличивалась до 500 тенге. В мае производительность снизилась, так как работали только я и сестра, весь штат цеха находился на карантине. Но в июне в полном составе он приступил к работе, вернувшись к производству одежды», – отметила она.
В июле цех снова вышел на карантин, но 50% сотрудников работает. Заказы поступают через соцсети от различных организаций, блогеров, простых граждан не только Актау и населенных пунктов Мангистауской области, но и других городов.
Противоположная ситуация возникла у другой предпринимательницы. ИП Халмурадова получила почти 99 млн заемных тенге для открытия детского игрового развлекательного центра близ Актау, в Мунайлинском районе. Район вплотную примыкает к Актау (180 тыс. населения) и по числу жителей (160 тыс. человек) скоро обгонит областной центр. Для этого предпринимательница арендовала здание площадью более тысячи квадратных метров и заказала игровое оборудование: батуты, лабиринты, игровые автоматы, автодром.
«Развлекательный центр открылся, как мы и планировали, 1 марта... Но центр проработал всего две недели... Во-первых, уже в феврале начались таможенные проблемы с грузом, очень дорого пришлось заплатить за доставку. Не успели открыться, объявили ЧП и все учреждения развлекательного характера попали под запрет первыми», – отметила Эльмира Халмурадова.
Берик Онаев в начале года оформил кредит – 30 млн тенге – на организацию учебного центра «Улы Дала».
«По роду деятельности мы знаем о потребности всех дочерних производственных и сервисных предприятий АО «НК «КМГ», находящихся в Жанаозене (АО «Озенмунайгаз», ТОО «Озенмунайсервис») в непрерывном улучшении техники безопасности на производстве. Поэтому запланировали, как один из главных приоритетов работы центра, предоставление услуг по повышению квалификации персонала по разным направлениям промышленной безопасности. До начала карантина мы начали переговоры по привлечению. 16 марта мы открылись. Но в этот день ввели режим ЧП, все контрактные обязательства нам пришлось приостановить», – отметил Берик Онаев.
Деятельность центра, по его расчетам, должна была вестись по трем направлениям: повышению квалификации рабочих местных сервисных и подрядных компаний казахстанскими и российскими кадрами, привлечению российских тренеров и коучеров для профессионального тимбилдинга, проведению психологических тренингов для населения и бизнес-уроков для старшеклассников.
«Мы успели провести два трехдневных бесплатных тренинга для личного роста горожан. Каждый раз к нам приходило не менее 20 человек, всего около 40 жителей Жанаозена. Но с тех пор мы не работаем. Проводить семинары и тренинги нам не разрешают», – отметил Берик Онаев.