Пандемия COVID-19 негативно повлияла на услуги каршеринга. В апреле выручка компании Anytime снизилась на 70-75%. «Число заказов просело на столько же процентов», - отмечает генеральный директор Алмаз Ахпаров. Он подчеркивает, что в конце марта и апреле средний чек за услуги упал в 3,5 раза. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz Алмаз Ахпаров рассказал, вышел ли сервис на самоокупаемость, почему планы по его запуску в столице сдвинулись и как изменились цены на аренду авто из-за коронавируса.
- Алмаз, около двух лет прошло с того момента, как сервис Anytime вышел на рынок Алматы. Ранее вы говорили, что объем инвестиций на развитие каршеринга в Казахстане составил около 30 млн долларов. Окупились ли эти вложения?
- Наша стратегия развития бизнеса в Казахстане предполагает, что объем инвестиций в размере 30 млн долларов рассчитан на 5 лет. С того момента, как мы запустили проект в Казахстане, а это октябрь 2018 года, в сервис было инвестировано порядка 10 млн долларов.
- Вышел ли сервис на окупаемость?
- В июле 2019 года мы вышли на позитивный показатель EBITDA, что позволило нам самостоятельно покрывать текущие операционные расходы. Через год планируем выйти на точку безубыточности.
- Сейчас многие сферы бизнеса переживают тяжелые времена из-за пандемии. Как на вашем проекте отразился коронакризис? Насколько сильно просели доходы?
- Достаточно сильно. Во время пандемии, например в апреле, выручка компании упала на 70-75%. Число заказов просело на столько же процентов, в среднем количество аренд на один автомобиль составляло от 4 до 6 поездок в сутки. До пандемии один автомобиль арендовался в среднем 9-11 раз в день. Снизился и средний чек - в 3,5 раза. Это связано с тем, что в Алматы после введения режима ЧП не было пробок. Среднее время поездки сократилось с 25 минут до 12. В мае размер среднего чека стал постепенно расти. В июне показатель восстановился. В июле, к сожалению, снова наблюдаем падение. Это связано с введением ограничительных мер, которые очень сильно влияют на наш бизнес.
- В связи с этим пересматривать ценовую политику планируете?
- Мы уже запустили динамические тарифы из-за COVID-19. Цены подстраиваются под час пик в городе: если наблюдается всплеск на аренду машин, то стоимость каршеринга ниже. Например, наш утренний тариф остался неизменным. Из отдельных районов города аренда по-прежнему стоит 19 тенге в минуту. В вечернее, ночное время наш тариф составляет 49 тенге в минуту.
- Появились ли новые тренды на рынке? Интересно, кто чаще всего арендовал автомобили через ваш сервис?
- В основном услугами нашего сервиса пользовались врачи. Они передвигались на автомобилях от дома на работу и обратно. Заметили еще один интересный тренд. До пандемии пользовались спросом поездки в пределах Алматы. В мае-июне активизировался спрос на поездки за пределы мегаполиса, в том числе в горы и на Капшагай. Мы стараемся расширять локации, которые могут посещать наши клиенты. Каждый месяц добавляем по одной новой зоне, где наши клиенты могут завершить аренду.
- На какое время приходился пик заказов?
- С 6:00 до 7:30 утра казахстанцы брали автомобили в аренду, чтобы добраться до работы. А в вечернее время - с 18:00 до 20:00 – многие с работы возвращались. Также наши пользователи ездили за продуктами в магазин, в большинстве случаев – в обеденный перерыв.
- Во время первого карантина многие компании отправили персонал в неоплачиваемый отпуск. Какова ситуация в Anytime?
- Наш штат состоит из 35 сотрудников, включая механиков, диспетчеров – логистов и операторов. Во время пандемии нам не пришлось никого увольнять, но мы вынуждены были временно отправить в оплачиваемый отпуск часть механиков. Они проживают в Алматинской области, и из-за усиления карантинных мер во время режима ЧП сотрудники не могли заехать в город.
- Ваша аудитория это по-прежнему молодые люди?
- Нашим сервисом могут воспользоваться лица, которым уже исполнился 21 год. Но львиная доля клиентов сервиса - люди в возрасте от 24 до 33 лет. Это наши лояльные пользователи, которые ежедневно арендуют автомобили. Есть и другие, помоложе, в возрасте 21-22 года, они любят ездить на большой скорости. Бороться с ними нам помогают установленные в автомобилях GPS-трекеры со специально настроенными алгоритмами. Кроме этого, водителям приходят ПУШ – уведомления о превышении скорости.
- Алмаз, учитывая ваш опыт работы на рынке страны, готовы ли казахстанцы пересесть на арендованные авто?
- Верю, что готовы. Сейчас наступило время арендаторов. Это направление активно развивается в России. За 4-5 лет количество компаний по каршерингу в Москве увеличилось с двух до 10. К тому же содержание личного автомобиля с каждым годом становится все дороже. По нашим расчетам, ежегодные затраты на содержание авто в среднем составляют 1 млн тенге. При аренде через каршеринг не нужно тратиться на бензин, автомойку, амортизацию, парковку. Наблюдая за спросом на нашу услугу, предполагаю, что через 2-3 года все больше казахстанцев постепенно станут отказываться от личных автомобилей в пользу каршеринга.
- Насколько часто сервисом пользуются иностранцы?
- Реже, чем казахстанцы. Около 90% спроса приходится на наших граждан, порядка 10% - на иностранных. В основном это жители России и стран Европы.
- В одном из интервью вы говорили, что планируете запустить каршеринг в столице. Но пока ваш сервис не представлен в Нур-Султане. С чем это связано?
- Мы планировали открыться в Нур-Султане в 2020 году, но из-за пандемии пересмотрели планы. Если ситуация постепенно будет нивелироваться, то запустим сервис в столице в 2021 году. Считаем, что каршеринг будет востребован среди жителей города. Планируем начать с 100-200 машин с динамикой на увеличение автопарка. Штат сотрудников будет небольшой, в основном работники операционного отдела.
- Будут ли цены на каршеринг в Нур-Султане отличаться от алматинских?
- Это будет ясно в следующем году. Есть много экономических факторов, которые меняются каждый месяц. Но сетка по тарифам будет такой же, как в Алматы.
- Помимо Нур-Султана, есть ли в долгосрочной перспективе планы по выходу на рынки других городов Казахстана? Может, вы рассматриваете Шымкент, который сейчас стал активно развиваться?
- Мы рассматриваем две модели развития бизнеса. Первая - планируем развивать сервис в городах-миллионниках. Третьим городом для выхода нашей компании после Алматы и столицы станет Шымкент. Вторая бизнес-модель – это запуск каршеринга в менее крупных городах, таких как Талдыкорган и Караганда. Также хотим дать возможность нашим клиентам передвигаться между городами.
- По вашим ощущениям, стоит ли ожидать выхода на казахстанский рынок других каршеринговых компаний?
- Конечно, ведь рынок каршеринга активно развивается. Пока трудно делать прогнозы, когда это произойдет, – это вопрос времени, с учетом непростой ситуации в мире.