Нур-Султан вошел в глобальный доклад стартап-экосистем 2020 (GSER – Global Startup Ecosystem Report), который в конце июня был представлен на IT- конференции в Сан-Франциско. Казахстанская столица заняла второе место по показателю быстрорастущих экосистем в мире. Основным преимуществом в недавнем исследовании называют доступность талантов и максимальный показатель роста финансирования. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» заместитель председателя правления АО «Холдинг «Зерде» Павел Коктышев рассказал, насколько бурно прибавляет в весе отечественный IT-бизнес, несмотря на пандемию.
- Павел, за счет чего, на ваш взгляд, Нур-Султану удалось добиться такого результата в развитии экосистемы?
- Мы очень серьезно подошли к стимулированию создания IT-компаний и стартапов: беспрецедентные налоговые льготы для отрасли и активная цифровизация страны дают свои плоды. Только за прошлый год в Казахстане открылось свыше пятисот новых IT-компаний. Значит, рынок растет и вызывает интерес со стороны, прежде всего, предпринимателей. Немаловажную роль сыграло появление Astana Hub в 2018 году в плане международной активности, так как развитие экспортного потенциала является одной из ключевых его задач. Например, в прошлом году наш технопарк принял участие в десяти крупнейших технологических конференциях, представив самые перспективные казахстанские стартапы.
- Какие интересные стартапы вы бы могли отметить?
- Например, стартап reKASSA. Это кассовый аппарат с функцией онлайн-передачи данных в налоговую в виде мобильного приложения. Проект запустили в 2018 году с целью облегчения финансовой нагрузки на микро- и малый бизнес. Сейчас у этого приложения порядка 120 тыс. пользователей. Стартап Clockster – облачная система автоматизации HR-процессов для малого и среднего бизнеса (в основном фокус на HoReCa, ретейл) с использованием биометрических технологий. Мобильное приложение OK Auto, через которое быстрее и удобнее оплачивать автоштрафы. Развитие этих и многих других проектов стало возможным за счет активной цифровизации госорганов и открытых данных, что, несомненно, привлекает бизнес в IT-сферу.
- По итогам исследования GSER 2020 Нур-Султан показал максимальный показатель по Индексу роста финансирования. О чем идет речь?
- За последние два года мы нарастили рынок венчурного финансирования, инвестиции в стартапы увеличились до 37,9 млрд тенге. Этим объясняются лидерские позиции Нур-Султана среди городов, развивающих собственную экосистему. Очень много проектов было профинансировано на ранней стадии в прошлом году. Среди них Kid Security – приложение по GPS-трекингу, которое помогает родителям отследить местоположение ребенка по мобильному телефону. Эти разработчики сумели привлечь в среднем $120 тыс. Сюда же входит и такой стартап как СТОgram – это сервис, работающий по принципу InDriver для тех, кто ищет автозапчасти по наиболее низким ценам. Много технологичных проектов, направленных на биометрию, также получили финансирование. Все они достаточно популярны особенно в период карантина.
- Как сильно наш бизнес погружен в IT-сферу?
- Из-за пандемии коронавируса рынок недвижимости и другие традиционные рынки стали низкорентабельными. Люди со сбережениями рассматривают новую возможность инвестиций в IT-направление. С другой стороны, большая часть состоятельных бизнесменов из Караганды, Актау или Шымкента пока что не являются профильными инвесторами в high tech сфере. Многие из них делают первые шаги в этом направлении и, как правило, инвестируют деньги только в один проект, притом пытаются выкупить бизнес полностью, что влечет за собой огромные риски. Однако в последние два года ситуация стала меняться. На площадке Astana Hub мы постепенно формируем сообщество профессиональных инвесторов, бизнес-ангелов, где сводим бизнес друг с другом, осуществляем сделки, пытаемся убедить предпринимателей, чтобы они инвестировали свои деньги не по отдельности, а в группе, делали так называемые синдицированные сделки, формировали портфель проектов. Как это делают, к примеру, Мурат Абдрахманов и другие предприниматели, которые одновременно инвестируют в десятки проектов. Возьмите ChocoFamily (крупнейший IT-холдинг в Казахстане), где за последнее время произошел двадцатикратный рост. В создании этого проекта участвовали сразу несколько инвесторов. Возможно, поэтому он стал удачным с точки зрения оборота и пользователей.
- Ранее на конференции в Сан-Франциско вы сообщили о возможном выходе казахстанских IT-компаний на международные рынки. О чем идет речь?
- Сегодня Казахстан может смело выйти на международный рынок со своими инжиниринговыми услугами и продуктовыми решениями. Например, стартап Nommi, занимающийся продажей портативного WiFi-роутера, уже котируется за рубежом. Сейчас наиболее перспективные рынки для нас – это страны Юго-Восточной Азии с населением в 600 млн человек, а также страны Африки. К примеру, казахстанские проекты по цифровизации госуслуг, финтеху смотрятся очень конкурентно на этих рынках.