Как происходит адаптация гостиничного бизнеса к новым «карантинным» реалиям, при каких условиях его можно реанимировать и развивать, а также почему эффект от коронавируса еще долго будет влиять на потребительский спрос в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал генеральный директор отеля The Ritz-Carlton Almaty Джан Гокташ.
- Мистер Джан, расскажите, как коронакризис отразился на гостиничном бизнесе, в частности на финансовых показателях вашего отеля?
- Мы, как и все отели глобального холдинга Marriot International, во время карантина наблюдали спад на 90%. Тем временем мы понимаем, что эффект от кризиса далеко не краткосрочен и еще достаточное время будет влиять на нашу деятельность. Однако все будет зависеть от того, насколько долго государство сохранит карантинные меры.
Если до ситуации с коронавирусом рентабельность бизнеса была выше 40%, то теперь, когда границы закрыты и отель работает только на 10%, мы стремимся в своих финансовых результатах выйти хотя бы в ноль к концу года. Безусловно, нам пришлось оптимизировать все затраты. Но надо понимать, что самые большие расходы в нашем деле приходятся на коммунальные услуги, так как здание требует обслуживания.
С другой стороны, нам всегда приходится адаптировать свои расходы к спросу. Ведь по логике вещей мы не можем содержать сейчас то же количество персонала, как при заселяемости отеля в 80%. Поэтому самое сложное в данном периоде для нас было расставаться с работниками. Тем не менее мы выплатили им двухмесячную заработную плату и предоставили выбор: либо остаться и переждать вместе с нами, пока бизнес снова войдет в колею, либо уйти по собственному желанию, в поисках лучшего заработка, но с возможностью всегда вернуться.
Однако я уверен, что у нас как у бизнес-отеля восстановление произойдет значительно быстрее, чем у тех гостиничных заведений, которые сфокусированы на отдыхе.
- Все-таки в Казахстане большинство гостиниц ориентировано на деловой формат, чем на туризм. Насколько такой бизнес может быть сезонным? И кроме основной деятельности, что еще приносит доход The Ritz-Carlton Almaty?
- Если мы будем говорить конкретно о The Ritz-Carlton Almaty, то да, 90% наших гостей в основном деловые люди. При этом до прошлого года доля посетителей, приезжающих к нам с целью туризма, составляла менее 3%, то есть за год она увеличилась до 10%.
Как правило, до ситуации с коронавирусом наиболее пассивными сезонами были лето и начало января, в это время заполняемость отеля падала до 60%. А в пиковый сезон заполяняемость достигала 90%.
Между тем 55% от всего гостиничного дохода приходится на ресторанную часть, а именно банкеты и аренду бальных залов, и только 45% на номерной фонд.
- Известно, что у вас в отеле нет стандартных номеров. Сколько тогда в среднем стоит самый «скромный» номер? И отличается ли его цена от аналогичных номеров The Ritz-Carlton в других странах?
- Если мы говорим про среднюю стоимость номера категории deluxe, то на данный момент она составляет около 100 тыс. тенге за сутки пребывания, включая завтрак. Для сравнения: в The Ritz-Carlton, NewYork и Edition (еще один люксовый бренд сети) стоимость проживания обходится в эквиваленте порядка 400 тыс. тенге в сутки.
Однако стоит отметить, что в ценовой политике любая гостиничная сеть придерживается системы плавающих тарифов, как у авиакомпаний, соответственно расценки могут меняться в зависимости от влияния различных факторов.
- В текущих кризисных условиях не планируете ли пересмотреть ценовую политику или предложить какие-то дополнительные услуги своим гостям?
- Я считаю, что самая большая ошибка в сегменте люкс – снижение цен. Клиенты этого сегмента всегда точно понимают, за что именно они платят премиальную стоимость. В свою очередь они ожидают соответствующего сервиса и привилегий, а не скидок. Поэтому лично я не нахожу смысла играть ценовой политикой.
Но мы, безусловно, делаем своим гостям разные «комплименты», например, сейчас в номерах предоставляется комплиментарно услуга мини-бара.
Еще я бы добавил, что кроме престижа в нынешних реалиях для нас самым важным остаются здоровье и безопасность наших посетителей. В этой связи отмечу, что сетью Marriot International повсеместно были введены новые протоколы чистоты, соответствующие не только требованиям медицинских норм Казахстана, но и международным стандартам.
- Вы сказали, что большую часть дохода отелю приносят сопутствующие услуги. Можете назвать, какова стоимость арендуемых помещений, например, бальных залов?
- Как таковой фиксированной цены по аренде бальных залов мы не устанавливаем. Все зависит от формата мероприятия, сложности его организации и количества человек. С каждым клиентом мы обговариваем бюджет индивидуально. Сюда же входит гастрономические предпочтения гостей. Ввиду этого я затрудняюсь ответить, какова будет даже ее средняя стоимость. Но сейчас в связи с новыми правилами карантина устраивать массовые мероприятия запрещено, поэтому здесь мы существенно теряем, так же как на работе ресторанов и организации банкетов.
Что касается конференц-комнат для переговоров, их аренда составляет порядка 300 тыс. тенге в день, включая безалкогольные напитки.
Также на первом этаже, вы наверное заметили, у нас есть небольшие площади под витрины, которые арендуют известные бренды сегмента люкс, но доход от них совсем незначительный, поэтому на нем мы не фокусируемся.
- На ваш взгляд, как быстро удастся реанимировать бизнес?
- Сейчас все меняется практически ежедневно, возникают новые правила и в этой связи тяжело что-то прогнозировать. Как руководитель отеля и профессионал в своей сфере, я предпочитаю пока составлять краткосрочные планы.
Но надо понимать, что теперь люди уже не так охотно как прежде будут путешествовать. Если раньше они думали, где и как можно хорошо провести время, то сейчас пришло другое понимание – как мне сохранить свое здоровье и оставаться в безопасности.
Страх опасности вируса – большая травма для потребителя. Пока они от нее не оправятся, спрос не вернется в прежнее русло. Таким образом, индустрия гостеприимства будет и дальше страдать. При этом наш основной сегмент – бизнесмены, все равно вынуждены будут совершать рабочие поездки и останавливаться в гостиницах.
Если Казахстан откроет воздушное пространство, то при очень оптимистичном прогнозе, я ожидаю, что заполняемость нашего отеля к октябрю может составить 50-60%.
- Насколько сузится этот рынок во время и после карантина?
- Замечу, что еще до коронавируса средняя заполняемость гостиниц в Алматы находилась в диапазоне 62-65% по информации Smith Travel Report. Как мы видим, даже в хорошие времена предложение превышало спрос.
Поэтому, на мой взгляд, основополагающим фактором закроется отель или нет – будет скорость адаптации бизнеса к новым реалиям. Если адаптация будет происходить быстро и качественно, то бизнес выживет. В такие кризисные моменты как раз и определяется важность правильного лидерства и менеджмента.
- Тем не менее в некоторых отечественных отелях ценовое предложение чуть ли не выше, чем в Европе...
- От того, что отель внезапно снизит цену, туристов больше в стране не станет. Только при условии серьезного увеличения спроса будут иметь смысл изменение и адаптация тарифов.
Между тем вы должны понимать, когда отель устанавливает стоимость на проживание, во внимание принимаются такие вещи, как: объем вложенных инвестиций, зарплатный фонд, административные и прочие расходы, а также учитываются некоторые рыночные факторы.
При этом цена за номер – это не самый определяющий момент для человека, который принимает решение, куда ему поехать. Прежде всего клиент смотрит на локацию, а потом уже ищет отель, исходя из своих финансовых возможностей.
Таким образом, здесь нужно подходить с глобальной точки зрения и смотреть на то, чтобы Казахстан мог продвигать свои города как направления, интересные иностранному потребителю, куда хотелось бы приехать не только однажды, но и вернуться снова.