Спрос на услуги по повышению компьютерной грамотности в Казахстане набирает обороты, и данный процесс протекал бы быстрее, если бы не настороженно-негативное отношение к компьютерам старших в семье. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказала основатель школы программирования Element Айша Орымбаева. «И это в Алматы, а в регионах стереотипы еще сильнее. У наших коллег в Латвии в школах программирования учится по 400-1000 детей и средний чек у них выше, чем у нас, потому что у родителей более современные взгляды», – отметила она.
Три года назад, будучи студенткой, Айша начала обучать детей азам программирования, а теперь продала свою франшизу почти во все города Казахстана.
- Айша, вы верно сказали о том, что у вас много заочных оппонентов. Например, социологи говорят о том, что, с одной стороны, цифровая образованность нужна. А с другой – у нынешних подростков из-за тесного «общения» с гаджетами плохо развит навык социализации, они не умеют устанавливать контакты и поддерживать их. Социологи называют их некомандными игроками. Что вы можете ответить на эти аргументы?
- У человека, тем более у детей, можно развить почти любые способности, и в нашей школе мы стараемся формировать у воспитанников умение работать вместе. К концу 2-3 месяца обучения они представляют родителям свои проекты, которые реализовали с 2 или 3 одногруппниками. Проблему, о которой вы упомянули, понимают и в глобальных технологичных компаниях, таких как Google, Microsoft, они внедряют целые системы мотивации сотрудников к общению.
- Критики гаджетизации говорят о том, что молодежь не хочет развивать реальный сектор экономики. Молодое поколение, по их словам, с большей готовностью создает мобильные приложения, чтобы продать их и в недалеком будущем никто не захочет выращивать зерно, скот, овощи. Фермеры переживают, что все сидят за компьютерами, а страну кормить будет некому.
- Моя сфера – education, так вот сектор образования и реальный сектор могут сотрудничать на благо экономики. Важно же не выяснять, кто нужнее и главнее, необходимо использовать все возможности и кадры для того, чтобы наша страна процветала.
- Вы учите детей этому?
- В наших школах мы преподаем основы программирования, учим создавать свой сайт, анимации для него, написать программу, можно освоить скоропечатание, пользоваться всеми майкрософтовскими продуктами. Сейчас мы начнем учить создавать мобильное приложение.
- У вас несколько школ? Как это стало возможным, учитывая то противостояние, с которого мы начали беседу?
- Через полгода после того, как я открыла школу, из Павлодара поступило предложение купить у меня франшизу. Я тогда была студенткой 4-го курса, упаковала пробную версию и продала. После этого почти каждый месяц мою франшизу стали покупать разные города Казахстана: Актобе, Атырау, Шымкент, Нур-Султан, Тараз, после него открыли вторую школу в Алматы. Сейчас у нас 10 школ, 2 из-за карантина приостановлены, но в сентябре возобновят работу. И в сентябре же откроется еще 7 школ в нескольких регионах по нашей франшизе. Что касается вашего вопроса о том, почему дела идут хорошо, то скажу, что спрос на IT-обучение только появляется, когда мы начинали работать, в регионах даже не было квалифицированных преподавателей, и нам приходилось их обучать.
- Сколько стоит обучение в школе и как долго оно длится?
- Один курс рассчитан на 3 месяца и стоит 25 тыс. тенге в месяц для жителей Алматы и Нур-Султана, для других регионов – 15-18 тыс. тенге. Если там установить такую же цену, то люди не смогут себе этого позволить. Самые многочисленные школы в Алматы, столице и Актобе – по 50-80 человек. Самые малочисленные в Павлодаре, Уральске – где-то по 30-40 учеников. Всего 5 курсов, ребенок 8 лет может за 1,5-2 года закончить всю программу нашей школы. Но тех, кто дошел до конца, всего лишь 10% от общего числа наших учеников.
- С какими сложностями вам пришлось столкнуться за время развития вашей школы?
- С конкуренцией, причем не со стороны IT-курсов, а со стороны других всевозможных курсов, на которые дети тратят время.
- Вы сказали про франшизу, она у вас с момента основания школы подорожала?
- Да, сейчас цена 2,5 млн тенге, первая продалась за 1,8 млн тенге.
- Сколько вы в принципе потратили на свою школу? И на что приходятся регулярные расходы?
- Стартовый капитал был 100 тыс. тенге, сколько всего вложено – мне точно сложно сказать, примерно 7-8 млн тенге. Основные затраты приходятся на таргетированную рекламу, на втором месте – расходы на совершенствование действующих и внедрение новых курсов. На рекламу уходит около 100 тыс. тенге ежемесячно в небольших городах, а в Алматы бывает и 200 тыс. тенге. Основная часть клиентов к нам приходит из Instagram и Facebook.
- А денежный оборот у вас какой с учетом дохода от франшиз? Вы же получаете роялти с них?
- Общий доход примерно 2 млн тенге в месяц, чистый доход – 1 млн тенге. Я много трачу на обновление курсов, запускаю новые фишки, меняю что-то на IT-платформе. Но из-за карантина доходы упали, я не стала брать роялти, и последние 2 месяца мы ничего не зарабатываем, так как еще и родители взяли тайм-аут в обучении детей. А 2 месяца карантина мы использовали для того, чтобы масштабировать курсы и выйти с ними на рынок СНГ. Хотим предложить там комплексное решение – математика, английский и программирование в одном онлайн-курсе. Уже нашли инвестора.
- Но в России и Беларуси работают свои сильные IT-школы
- Да, но наша уникальностьзаключается как раз в комплексном обучении по специальной цене, ребенка не надо будет отправлять на разные курсы в несколько мест.
- Учатся ли у вас люди преклонного возраста?
- Мы предлагали родителям наших учеников обучиться базовым программам, но они боятся, говорят, что дети и внуки им помогут в случае необходимости. Но было несколько случаев, правда это исключение, что родитель с ребенком вместе приходили обучаться и им было интересно, потому что старший понимал, что интересно младшему и чему он учится у нас.