USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.32$
+0.040
BTC
64512.60$
-93.300

Как начать education-проект

Айша Орымбаева будучи студенткой начала обучать детей азам программирования, а теперь продала свою франшизу почти во все города Казахстана

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как начать education-проект - Kapital.kz

Спрос на услуги по повышению компьютерной грамотности в Казахстане набирает обороты, и данный процесс протекал бы быстрее, если бы не настороженно-негативное отношение к компьютерам старших в семье. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказала основатель школы программирования Element Айша Орымбаева. «И это в Алматы, а в регионах стереотипы еще сильнее. У наших коллег в Латвии в школах программирования учится по 400-1000 детей и средний чек у них выше, чем у нас, потому что у родителей более современные взгляды», – отметила она.

Три года назад, будучи студенткой, Айша начала обучать детей азам программирования, а теперь продала свою франшизу почти во все города Казахстана.

- Айша, вы верно сказали о том, что у вас много заочных оппонентов. Например, социологи говорят о том, что, с одной стороны, цифровая образованность нужна. А с другой – у нынешних подростков из-за тесного «общения» с гаджетами плохо развит навык социализации, они не умеют устанавливать контакты и поддерживать их. Социологи называют их некомандными игроками. Что вы можете ответить на эти аргументы?

- У человека, тем более у детей, можно развить почти любые способности, и в нашей школе мы стараемся формировать у воспитанников умение работать вместе. К концу 2-3 месяца обучения они представляют родителям свои проекты, которые реализовали с 2 или 3 одногруппниками. Проблему, о которой вы упомянули, понимают и в глобальных технологичных компаниях, таких как Google, Microsoft, они внедряют целые системы мотивации сотрудников к общению.

- Критики гаджетизации говорят о том, что молодежь не хочет развивать реальный сектор экономики. Молодое поколение, по их словам, с большей готовностью создает мобильные приложения, чтобы продать их и в недалеком будущем никто не захочет выращивать зерно, скот, овощи. Фермеры переживают, что все сидят за компьютерами, а страну кормить будет некому.

- Моя сфера – education, так вот сектор образования и реальный сектор могут сотрудничать на благо экономики. Важно же не выяснять, кто нужнее и главнее, необходимо использовать все возможности и кадры для того, чтобы наша страна процветала.

- Вы учите детей этому?

- В наших школах мы преподаем основы программирования, учим создавать свой сайт, анимации для него, написать программу, можно освоить скоропечатание, пользоваться всеми майкрософтовскими продуктами. Сейчас мы начнем учить создавать мобильное приложение.

- У вас несколько школ? Как это стало возможным, учитывая то противостояние, с которого мы начали беседу?

- Через полгода после того, как я открыла школу, из Павлодара поступило предложение купить у меня франшизу. Я тогда была студенткой 4-го курса, упаковала пробную версию и продала. После этого почти каждый месяц мою франшизу стали покупать разные города Казахстана: Актобе, Атырау, Шымкент, Нур-Султан, Тараз, после него открыли вторую школу в Алматы. Сейчас у нас 10 школ, 2 из-за карантина приостановлены, но в сентябре возобновят работу. И в сентябре же откроется еще 7 школ в нескольких регионах по нашей франшизе. Что касается вашего вопроса о том, почему дела идут хорошо, то скажу, что спрос на IT-обучение только появляется, когда мы начинали работать, в регионах даже не было квалифицированных преподавателей, и нам приходилось их обучать.

- Сколько стоит обучение в школе и как долго оно длится?

- Один курс рассчитан на 3 месяца и стоит 25 тыс. тенге в месяц для жителей Алматы и Нур-Султана, для других регионов – 15-18 тыс. тенге. Если там установить такую же цену, то люди не смогут себе этого позволить. Самые многочисленные школы в Алматы, столице и Актобе – по 50-80 человек. Самые малочисленные в Павлодаре, Уральске – где-то по 30-40 учеников. Всего 5 курсов, ребенок 8 лет может за 1,5-2 года закончить всю программу нашей школы. Но тех, кто дошел до конца, всего лишь 10% от общего числа наших учеников.

- С какими сложностями вам пришлось столкнуться за время развития вашей школы?

- С конкуренцией, причем не со стороны IT-курсов, а со стороны других всевозможных курсов, на которые дети тратят время.

- Вы сказали про франшизу, она у вас с момента основания школы подорожала?

- Да, сейчас цена 2,5 млн тенге, первая продалась за 1,8 млн тенге.

- Сколько вы в принципе потратили на свою школу? И на что приходятся регулярные расходы?

- Стартовый капитал был 100 тыс. тенге, сколько всего вложено – мне точно сложно сказать, примерно 7-8 млн тенге. Основные затраты приходятся на таргетированную рекламу, на втором месте – расходы на совершенствование действующих и внедрение новых курсов. На рекламу уходит около 100 тыс. тенге ежемесячно в небольших городах, а в Алматы бывает и 200 тыс. тенге. Основная часть клиентов к нам приходит из Instagram и Facebook.

- А денежный оборот у вас какой с учетом дохода от франшиз? Вы же получаете роялти с них?

- Общий доход примерно 2 млн тенге в месяц, чистый доход – 1 млн тенге. Я много трачу на обновление курсов, запускаю новые фишки, меняю что-то на IT-платформе. Но из-за карантина доходы упали, я не стала брать роялти, и последние 2 месяца мы ничего не зарабатываем, так как еще и родители взяли тайм-аут в обучении детей. А 2 месяца карантина мы использовали для того, чтобы масштабировать курсы и выйти с ними на рынок СНГ. Хотим предложить там комплексное решение – математика, английский и программирование в одном онлайн-курсе. Уже нашли инвестора.

- Но в России и Беларуси работают свои сильные IT-школы

- Да, но наша уникальностьзаключается как раз в комплексном обучении по специальной цене, ребенка не надо будет отправлять на разные курсы в несколько мест.

- Учатся ли у вас люди преклонного возраста?

- Мы предлагали родителям наших учеников обучиться базовым программам, но они боятся, говорят, что дети и внуки им помогут в случае необходимости. Но было несколько случаев, правда это исключение, что родитель с ребенком вместе приходили обучаться и им было интересно, потому что старший понимал, что интересно младшему и чему он учится у нас.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.