Пандемия COVID-19 переориентировала рынок аренды вертолетов - компаниям пришлось полностью перестроить свою бизнес-модель. «Раньше вертолеты заказывали в основном для экскурсий и коротких деловых перелетов. Во время режима ЧП мы эвакуировали граждан России и других постсоветских стран на родину из-за рубежа. Производилась она самолетами. Но для более безопасной и быстрой доставки клиентов в аэропорт использовались вертолеты», - отмечает владелец международной компании Cofrance Sarl Виталий Архангельский. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz игроки рынка также рассказали о стоимости услуги и доходности бизнеса.
Смена бизнес-модели
По данным Виталия Архангельского, еще четыре года назад спрос на аренду вертолетов был низкий. Даже производители уменьшили темпы их выпуска, потому что упало количество заказов. Два года назад ситуация стала улучшаться. Но пандемия спутала все карты.
«С одной стороны, даже такой крупный оператор, как Voom, принадлежащий концерну Airbus и предоставлявший услуги по аренде вертолетов по аналогии с Uber в Мехико, Сан-Франциско и Сан-Паулу, прекратил свою деятельность в конце марта. Это было связано с пандемией и, соответственно, падением спроса. С другой стороны, стала востребована услуга по доставке пассажиров в аэропорт в терминал деловой авиации. Ведь многие клиенты теперь стараются избежать массового скопления людей», - отмечает он.
Поэтому, по словам бизнесмена, к выбору бизнес-модели по аренде вертолетов в сегодняшних условиях нужно подходить очень тщательно, с учетом местных особенностей.
Сфера держится на авиаброкерах
В Алматы услугу по аренде вертолетов предоставляют не более четырех компаний. «Все они авиаброкеры и не имеют в своем парке вертолетов, де-факто занимаются субарендой. То есть берут напрокат воздушные судна у частных лиц и сдают в аренду под определенный процент. Комиссия авиаброкера за поиск клиентов в среднем составляет 10% от стоимости перелета. Иногда она снижается до 5%. 90% дохода от перелета направляется собственнику вертолета», - отмечает генеральный директор RVTA CLUB Анатолий Гаипов.
Он уточняет, что в Казахстане стоимость аренды вертолета Eurocopter EC130 колеблется от 600 тыс. до 1,2 млн тенге в час. «Цена аренды зависит от количества мест в вертолете, сложности маршрута. Если перелет запланирован на высокогорье, аренда может подорожать на 16%, с 600 тыс. до 700 тыс. тенге в час», - подчеркивает предприниматель.
Цена на аренду вертолетов зависит и от других факторов, поясняет владелец Cofrance Sarl Виталий Архангельский. Например, от времени перелета, количества взлетов и посадок, подлетов и т. д.
«Аренда вертолета типа Airbus H140 во Франции обойдется примерно в 5 тыс. евро в час. В Казахстане и России вряд ли будет намного дешевле. Спрос на аренду зависит от сезона. Летом они более востребованы, так как используются в туротрасли. Зимой спрос генерируется в основном за счет деловых поездок», - делится Виталий Архангельский.
Самые востребованные маршруты по Алматы и Алматинской области - БАО, Чарынский каньон и Космостанция. «Без дозаправки вертолет не сможет осуществлять перелет на дальние дистанции: из одного города в другой. А дозаправка судна повысит стоимость перелета, а значит, и аренды. В основном вертолет арендуют для просмотра горной местности и других окрестностей. В нашей компании 70% спроса генерируется казахстанцами, 30% - иностранцами. У нас более востребованы вертолеты, чем частные самолеты», - уточнил глава RVTA CLUB Анатолий Гаипов.
По словам владелеца Cofrance Sarl Виталия Архангельского, в летний сезон вертолеты международной компании в основном обслуживают туристов на юге Франции, Испании и на севере Италии.
«В зимнее время вертолеты арендуют в основном бизнесмены, а также отдыхающие на горнолыжных курортах Швейцарии, Австрии. Там мало взлетно-посадочных полос для самолетов, поэтому вертолет иногда единственный вид транспорта», - сообщил он.
Контингент, выбирающий бизнес-джеты, например самолеты Cessna Citation, очень разный. «Это могут быть предприниматели, творческие коллективы, спортивные команды. Если крупногабаритный спортивный инвентарь или дорогостоящие музыкальные инструменты в рейсовый самолет и допустят, то никто не будет гарантировать их сохранность. Политики из стран СНГ периодически арендуют воздушные судна. Европейские политики летают реже, там налогоплательщики не приветствуют такие решения. Вообще, бизнес-авиация более доступна, чем кажется. И во многих случаях она экономически более оправдана, чем другие виды транспорта», - отмечает он.
Сколько требуется вертолетов для запуска бизнеса
Бизнес по аренде вертолетов будет приносить доход, если в субаренде авиаброкера есть два судна. «Это необходимо, чтобы в полной мере покрыть спрос на прокат воздушного судна. Если один вертолет будет занят, то можно предложить клиентам второй. Мой совет - нужно, чтобы один из вертолетов был рассчитан на 4 посадочных места, а второй - на 6 или 8», - отмечает Анатолий Гаипов.
Его коллега Виталий Архангельский уверен, что начинать бизнес можно и с одного вертолета. «Это обычная практика для частных небольших авиакомпаний», - уточняет он.
Крупные операторы, как правило, связаны с государственными органами здравоохранения, охраны правопорядка, спасательными службами и т. д. «У них простоя нет, но там другие требования, и пробиться на этот рынок очень сложно, особенно в постсоветских странах, где личные отношения владельцев воздушных судов с властями заменяют тендеры», - подчеркивает Виталий Архангельский.
Срок окупаемости доходит до шести лет
В Казахстане в аренду сдаются в основном вертолеты европейского производства. Например, вертолет Ми-8 потребляет значительно больше авиатоплива по сравнению с европейскими моделями.
«Покупка восьмиместного вертолета Eurocopter EC130 2020 года обойдется в 3,4 млн евро. Если же говорить об инвестициях, то авиаброкеру для запуска бизнеса дополнительные вложения не потребуются. Все затраты на покупку вертолетов, обслуживание, расходы по зарплате авиамеханикам, пилоту несет владелец вертолетов. Он также получает основные разрешения на осуществление перелетов», - отмечает Анатолий Гаипов.
Бизнесмен уточняет, что средняя комиссия за услуги аренды владельца судна на рынке достигает 90% от стоимости перелета: если час перелета стоит 600 тыс. тенге, то ему направляется 540 тыс. тенге.
«Я как-то беседовал с владельцем двух вертолетов, который сдает их в аренду авиаброкерам. По его словам, окупаемость данной деятельности составляет 5-6 лет. Обычно обеспеченные частные лица приобретают вертолеты для своего личного пользования. И в процессе эксплуатации судна иногда решают сдавать его в аренду», - рассказывает собеседник.
Тренды авиации
Один из трендов, который прослеживается в Европе, - рост спроса на услуги аэротакси. «Когда перелеты осуществляются на очень маленьких, чаще всего поршневых самолетах. Правда, есть законодательные ограничения, снятия которых сейчас добиваются операторы. Среди клиентов СНГ популярны представительские бизнес-джеты», - заметил Виталий Архангельский.
По его словам, проблемы авиаотрасли сейчас связаны с закрытием внешних границ многих стран. Ведь пилоты деловых линий в отличие от пилотов гражданской авиации по правилам многих государств должны быть помещены на карантин на 14 дней.
«А это убытки для оператора. Из-за того, что в разных странах ограничения снимаются неравномерно, возникает путаница», - отмечает собеседник.
Если говорить об условиях до пандемии и после, то проблема всех постсоветских стран в слабой инфраструктуре для бизнес-авиации. «Во многих аэропортах до сих пор отсутствуют соответствующие терминалы», - заключает он.