USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.34$
+0.470
BTC
97859.90$
-184.000

Как рекламная отрасль переживает наступивший кризис

54% клиентов сократили рекламные бюджеты, размещение рекламного контента на более поздний срок перенесли 43,7% заказчиков

Share
Share
Share
Tweet
Share
Молодий буковинець

Молодий буковинець

К индустриям, пострадавшим от введения режима ЧП, нужно отнести рекламную отрасль, считают в Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА). Участники рынка просят помощи, которая для них жизненно важна, но при этом сильно не обременит государство, сообщает корреспондент «Капитал.kz».

О том, как коронавирус уже повлиял и еще повлияет на рекламный бизнес РК, говорится в опросе, который ЦАРА провела вместе с Ассоциацией рекламных специалистов Казахстана и Национальной медиаассоциацией. В нем приняли участие рекламопроизводители, рекламные агентства, рекламораспространители, рекламодатели, исследовательские компании и медиааудиторы.

Они рассказали о мерах, которые предприняли для того, чтобы пережить кризис. В «пятерку» наиболее распространенных ответов вошли: сокращение рабочих часов (39% опрошенных), оптимизация иных расходов (38,2%). Интересно, что сокращение персонала стало только третьей по популярности мерой (33,9%). Затем следуют сокращение заработной платы (31,9%) и сокращение рабочей недели (27,5%).

Рекламная отрасль довольно неоднородная. Скорее всего, большие агентства будут применять комбинированные подходы, а не ограничиваться каким-то одним вариантом – увольнением, сокращением операционных затрат и т.д., считает председатель совета ЦАРА Дмитрий Маров.

«Но квалифицированный персонал – основа бизнеса любого рекламного агентства. Не компьютер, не стол и не стул, а человек, который с их помощью работает. Если он профессионал, то его оставляют до последнего, сокращая расходы на все, что можно», – заметил он.

Таких людей не 100% в рекламных агентствах, есть те, кто недавно начал работу, есть технический персонал, хорошо, когда он есть, но можно обойтись и без него. Безусловно, квалифицированные кадры – это капитализация агентства, как раз поэтому мы просили в своем обращении к комиссии по ЧП признать рекламную индустрию пострадавшей, сообщил Дмитрий Маров. И соответственно, освободить участников от выплаты налогов на фонд зарплаты.

«Потому что основные наши затраты составляют зарплаты сотрудникам», – сказал наш собеседник.

В нынешней ситуации изменилось поведение рекламодателей, что было вполне ожидаемо. У агентств 54% клиентов сократили рекламные бюджеты, размещение рекламного контента на более поздний срок перенесли 43,7% заказчиков, заключать новые контракты отказались 40,2% клиентов. От новых контрактов с рекламопроизводителями отказались 55,6% заказчиков, перенесли на более поздний срок размещение 51,4% клиентов, сократили рекламные бюджеты 48,6%.

«В начале года крупные заказчики и сейлз-хаусы, или продавцы рекламного инвентаря, проводят переговоры со СМИ и обязуются выкупить его у них. Сейчас просто отменить эти договоренности не может ни клиент, ни телеканал. Поэтому они пытаются найти компромисс и переносят размещение на более поздний срок», – пояснил Дмитрий Маров.

Это не очень хорошая практика в обычное время, но сейчас бизнес оказался в ситуации, в которой не оказывался раньше.

«У клиентов на данный момент много неуверенности в завтрашнем дне, фантомных страхов. В связи с этим какие-то размещения приходится отменять совсем», – сказал глава совета ЦАРА.

Отвечая на вопрос о том, кто в худшем положении – рекламные агентства, рекламопроизводители или рекламораспространители – Дмитрий Маров заметил, что все игроки рынка находятся в одной лодке и трудно сказать, кто быстрее тонет. Изначально, у всех них разные расходы и доходы. Реклампроизводители сейчас не работают. Рекламные агентства получают небольшую часть из денег, которые поступают от рекламодателя – это комиссия за размещение рекламного контента.

«Большую часть бюджета получают рекламораспространители, и для них сокращение дохода с учетом их колоссальных расходов превращается в драматичную ситуацию. Но ситуация драматичная для всей страны, отечественный рекламный контент не должен по качеству уступать зарубежному. В противном случае, с учетом того, что сейчас действует множество платформ, где можно смотреть любой контент, наш контент не будут потреблять», – отметил наш собеседник.

Это приведет к тому, что возможности отечественных медиа сузятся – станет меньше аудитории у каналов, радиостанций, добавил он.

Исследование рекламного рынка также отражает ожидания игроков по доходности. По мнению представителей рекламных агентств, за первые 6 месяцев этого года их доходность сократится до 50%, в то время как рекламопроизводители настроены более пессимистично – падание дохода до 75%. Однако те и другие считают, по итогам года этот показатель сократится до 50%.

Ответы агентств и производителей рекламы на вопросы исследования отражают ожидания участников индустрии, это не какие-то точные цифры, пояснил Дмитрий Маров.

«На мой взгляд, мы сейчас находимся в начале кризиса и рекламный бизнес – это производная от основной части отечественного бизнеса, то есть до него кризис доходит с небольшим запозданием. Я бы не стал сейчас предсказывать, как скоро мы выберемся из кризиса. Мы ведь никогда еще не были в такой ситуации, когда самолеты не летают, города закрыты, людей обязывают сидеть дома. С другой стороны, экономика – вещь эластичная и не факт, что будет какая-то катастрофа в ней», – рассудил он.

С учетом всего вышеперечисленного, рекламная отрасль нуждается в помощи. На первое место в списке мер, которые ей помогут, участники исследования поставили налоговые каникулы на период пандемии, на второе – снижение стоимости аренды офисных помещений.

«Мы будем испытывать экономическое влияние эпидемии на нашу экономику в лучшем случае до зимы этого года. То есть период господдержки нужно закладывать с запасом – на год или даже на пару лет. Но налоговые каникулы – это не самая действенная помощь государства, нужна дополнительная защита нашей индустрии, в частности, от международного давления», – считает Дмитрий Маров.

Основные рекламодатели – крупные международные компании, рассматривают РК не как отдельный рынок, а как часть региона – иногда ЦА, иногда связывают нас с Россией, пояснил он. И поскольку емкость казахстанского рынка с точки зрения денег и аудитории в региональном разрезе невелика, то рекламодатели и внимания ему уделяют меньше.

«Но при этом мы должны поддерживать международные стандарты отношений с рекламодателями. Когда все в порядке, с этим можно жить, но сейчас без поддержки государства рекламный бизнес самостоятельно не справится», – пояснил наш собеседник.

Нужно понимать важность рекламы для развития отечественного бизнеса, а значит – и для экономики в целом. Во всех странах мира реклама – одно из ключевых средств конкурентной борьбы. Она не только стимулирует развитие бизнеса, но и позволяет финансировать медиасреду, заключил Дмитрий Маров.

«У нас было три сценария развития рекламного рынка, – отметил в свою очередь гендиректор сейлз-хауса Vi Kazakhstan Илья Джумаев. – Оптимистичный уже не реализовался, поэтому не буду о нем говорить. Нейтральный, который теперь превратился в оптимистичный, подразумевает, что карантин полностью отменят в июле, а рекламная индустрия просядет на 15-20%. Я говорю о деньгах, которые придут в нее от рекламодателей».

При пессимистичном сценарии есть риск, что могут не выжить ряд игроков рекламного рынка, начиная от производителей товаров и услуг, особенно это касается малого и среднего бизнеса, и заканчивая рядом небольших коммерческих каналов, заключил он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.