Пандемия коронавируса ощутимо отразилась на бизнесе салонов красоты в Казахстане. Beauty-рынок, включая продажи дистрибьюторов, просядет на 20%, рассказала корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz исполнительный директор Ассоциации индустрии красоты РК Мария Колесникова. Только в Алматы в совокупности владельцы салонов за каждый месяц карантина недополучили более 2,4 млрд тенге, уточнила она.
- Мария, какова была емкость казахстанского beauty-рынка до карантина?
- По нашим оценкам, ежегодный оборот в этом сегменте составлял около 600 млн долларов. В этой сумме заложены доходы не только салонов красоты, парикмахерских, SPA-центров, но и продажи дистрибьюторов профессиональной косметики, уходовых средств.
- Как думаете, на сколько процентов эта отрасль просядет из-за режима ЧП?
- После резкого ослабления курса тенге в 2016 году объем рынка услуг салонов и других участников сферы красоты снизился примерно на 20%. К 2019 году доходность индустрии восстановилась. Предполагаю, что из-за введения карантина обороты компаний, работающих в сегменте красоты, просядут также на 20%. В настоящее время мы наблюдаем ажиотажный спрос на услуги парикмахеров, но со временем он утихнет.
- Ожидаете ли вы снижение среднего чека у салонов?
- Однозначно средний чек уменьшится. По нашим предположениям, на 5-10% по нескольким причинам. Главная из них – снижение доходов казахстанцев, некоторые вообще лишились работы. Несмотря на это, предполагаю, что до конца 2020 года отрасль все-таки восстановится.
Если говорить о ценах, то, скорее всего, после карантина они в салонах останутся прежними. Часть игроков отрасли будут проводить различные акции, чтобы хоть как-то компенсировать ранее недополученную прибыль.
- Какие услуги станут менее востребованными после возобновления работы салонов?
- В первую очередь снизится спрос на услуги визажистов, так как, думаю, что запрет на проведение массовых мероприятий будет действовать еще 2-4 месяца. После открытия салонов более востребованными станут услуги ногтевого сервиса, эпиляции и, конечно, парикмахерские услуги. Предполагаю, что спрос на косметические услуги останется на том же уровне, что и до карантина.
- Какие в целом есть проблемы в вашей сфере?
- Одна из существенных препон, сдерживающих развитие отрасли, – салоны, SPA-центры и другие игроки рынка не лицензируются и не регулируются, то есть наша отрасль никем не координируется и не подчиняется ни одному министерству. Поэтому при возникновении каких-то проблем на рынке и желании внести в законодательство поправки, которые помогут их решить, нам сложно получить оперативный отклик от какого-то регулирующего органа.
К тому же тот факт, что салон или парикмахерскую открывает любой желающий, то есть появляются непрофессиональные игроки, не имеющие сертификатов на какие-либо услуги, это дискредитирует весь рынок. Аналогичная ситуация наблюдается и в России. В развитых странах, таких как Япония, Южная Корея, США, для открытия салона красоты предпринимателю необходимо получить лицензию. Доля «серого» ежегодного оборота в индустрии, по нашим оценкам, составляет 2-3 млн долларов. Владельцы таких салонов могут частично платить налоги и не делать никаких социальных отчислений за своих сотрудников.
- Как часто клиенты салонов подают иски в суд?
- Чаще всего конфликты решаются в досудебном порядке.
- Ассоциация обращалась в какое-то министерство с просьбой ввести лицензирование работы салонов?
- Конечно. Мы с 2018 года ведем переписку с министерством здравоохранения и министерством торговли и интеграции. Нам удалось добиться, чтобы были разработаны определенные профессиональные стандарты для игроков отрасли. Дело в том, что сейчас стоимость процедур в салонах в основном зависит от их расположения, интерьера, но это неправильно. Наша ассоциация ведет работу с соответствующими органами, в том числе с НПП «Атамекен», для того, чтобы цены на услуги салонов, барбершопов зависели преимущественно от квалификации мастера.
- Как министерства отреагировали на вашу инициативу?
- Положительно. В 2020 году мы встречались с представителями министерства здравоохранения в Нур-Султане и договорились собрать пакет документов для продвижения вопроса лицензирования и разработки профессиональных стандартов для мастеров. Уточню, в настоящее время только в Казахстане работает около 300 тыс. мастеров, и все они имеют разную квалификацию.
- Вы уже подсчитали потери игроков рынка из-за приостановления деятельности в период ЧП?
- В одном салоне красоты в среднем работает 10-12 мастеров. По нашим оценкам, такие салоны в Алматы за каждый месяц карантина недополучили от 700 тыс. до 1 млн тенге дохода. Если учесть, что в мегаполисе насчитывается 3,5 тыс. салонов, то в совокупности они недополучили свыше 2,4 млрд тенге в месяц.
- Есть примеры того, что в результате карантина салоны, парикмахерские или барбершопы закрылись насовсем?
- Таких случаев немного, около 2%. В основном закрывались те салоны, которые в феврале-марте начали свой бизнес и еще не наработали клиентскую базу.
- Насколько мне известно, многие салоны работают с иностранным оборудованием и уходовыми средствами. В этом смысле закрытие внешних границ повлияло на beauty-бизнес?
- Пока мы этого не ощущаем. По информации дистрибьюторов косметических средств, у них на складах достаточно необходимой продукции.
- Арендодатели пошли навстречу салонам красоты, отказавшись взимать с них платежи во время карантина?
- В колл-центр нашей ассоциации поступали жалобы на некоторых арендодателей, которые продолжали требовать плату с предпринимателей в период режима ЧП. Хотя обычно в договорах аренды всегда прописывается форс-мажор, который дает право бизнесменам не оплачивать аренду. А режим ЧП в Казахстане был введен официально, вышло соответствующее постановление. По нашим оценкам, около 40% арендодателей не пошли на уступки, сохранив сумму платежей на том же уровне, хотя в договорах аренды был пункт о форс-мажоре. Предполагаю, что салоны не будут менять локацию из-за этого, потому что многие выгодно расположены, а от этого зависит поток клиентов. Некоторые арендодатели после возобновления работы парикмахерских, барбершопов повысили стоимость аренды.
- На сколько процентов?
- В среднем на 20-40%. Владельцы помещений пошли на этот шаг, чтобы компенсировать недополученные доходы в период карантина. Хотя, повторюсь, обычно в договорах аренды форс-мажорной ситуацией признается также и введение режима ЧП в стране.
- Многие ли владельцы парикмахерских, барбершопов отправили своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск?
- Да. Даже те мастера, которым сохранили фиксированную зарплату на период карантина, значительно потеряли в доходах. Дело в том, что у большинства сотрудников салонов сдельная оплата труда. Их фиксированный оклад обычно не превышает минимальную заработную плату по стране – 42 500 тенге. Собственники крупных сетевых салонов зачастую оказывали материальную помощь мастерам за свой счет.
- Какие-то компании индустрии красоты сократили штат сотрудников?
- Мне не известны такие организации. Ведь один мастер может работать в нескольких салонах и у него сдельная оплата труда. Если в одном салоне не будет спроса на его услуги, он может быть востребован в другом.
- Что можно сделать для того, чтобы индустрия восстановилась?
- Государство реализует множество эффективных мер по поддержке бизнеса. Знаете, многие члены нашей ассоциации даже просили, чтобы парикмахерским разрешили возобновить деятельность не ранее 11 мая. Это связано с тем, что большинство мастеров при предоставлении услуг имеют высокий риск заражения коронавирусом. По нашей информации, около 5% салонов решили не рисковать и не открылись с 4 мая.