Перевод части сотрудников на дистанционную работу зачастую приводит к тому, что некоторые дублирующиеся процессы сами по себе устраняются или корректируются. Но, по мнению управляющего партнера консалтинговой компании AKARI.group Азамата Азилхана, даже когда топ-менеджер понимает, что переход сотрудников на «домашний» режим работы поможет сэкономить средства компании, он не всегда согласится на это. Почему в настоящее время компании «страдают» дублирующимися процессами и странными статьями расходов, Азамат Азилхан рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Азамат, понимают ли управленцы в чем плюсы перехода сотрудников на работу из дома? На чем в этом случае удастся сэкономить?
- Буду говорить только за тех, кто попадает в мое поле зрения, так как при оказании консалтинговых услуг для МСБ существует своя целевая аудитория. Около 95% управленцев, для которых я провожу экспресс-анализ бизнеса, понимают статьи расходов, которые можно сократить за счет перевода части сотрудников на дистанционную работу. Но одно дело понимать, а другое – реализовать. Я часто наблюдаю одну аномалию – многие управленцы пытаются экономить не на тех статьях затрат, на которых нужно, и не экономят на тех расходах, которые не прибавляют ценности конечному продукту. Большинство таких расходов считаются «потерями», постоянный поиск и устранение которых позволяют компаниям увеличивать чистую прибыль и быть конкурентоспособными.
Приведу маленький пример: у одного нашего клиента в результате создания отдела развития были обнаружены около двух десятков «потерь», устранение которых повысило бы эффективность производства. Общий размер средств, выделения которых мы ожидали от руководства, составил около 700 тыс. тенге. В период ожидания на стол руководства каким-то хитрым путем попадает счет на покупку и монтаж шлагбаума стоимостью 1,5 млн тенге. Результат: у предприятия есть ворота, за которыми красуется новенький автоматизированный шлагбаум, а группа развития, состоящая из представителей различных отделов производства, еще месяц прождали финансирования для реализации предложенных ими «улучшений». Экономия не на том, на чем стоило бы.
Получается, что даже при понимании управленцем целесообразности экономии денег по некоторым статьям расходов при переводе части сотрудников на дистанционную работу, не каждый на это пойдет. Здесь тоже будут аномалии – нелогичные и интуитивные решения.
- Почему не все руководители принимают решение о переводе сотрудников на дистанционный режим работы?
- Во-первых, желание в очной форме контролировать персонал, во-вторых, слабая автоматизация и визуализация процессов, в-третьих, отсутствие оцифрованной аналитики, с помощью которой принимались бы управленческие решения и наконец – отсутствие компетенций в сфере финансового анализа. Экономия при переводе части сотрудников на дистанционную работу может заключаться в сокращении арендуемых площадей, организации рабочих мест, найме персонала из регионов за меньшую заработную плату, отсутствии транспортных расходов на перемещение сотрудников от дома до рабочего места. Так же и в увеличении производительности труда удаленно работающего персонала. Последний пункт, к слову, не является прямой экономией, но очень важный.
Буквально на днях со мной поделились аналитикой одной крупной казахстанской компании по разработке программного обеспечения. За почти месяц удаленной работы программистов скорость выполнения поставленных задач увеличилась более чем в три раза. Не будь этой бушующей эпидемии коронавируса, когда еще управленцы вышеупомянутой компании смогли бы заметить такую большую точку роста? Скорее всего, они примут решение об отправке части программистов на дистанционную работу. На мой взгляд, это будет отличным вариантом.
- С какими протоколами работы пришлось распрощаться, а какие откорректировать, по вашим наблюдениям?
- Во многих компаниях период роста в свое время происходил хаотично, а не планомерно, и, как результат, возникли дублирующиеся процессы. Перевод части сотрудников на дистанционную работу неизбежно приведет к тому, что некоторые из них сами по себе будут устранены или откорректированы. Дистанционная работа не означает защиту от дублирующихся процессов, но сам период перехода на такой режим может повлечь эффективные изменения.
По моим наблюдениям, даже в крупных компаниях существует проблема неправильного планирования. Многим знакомы бесконечные, практически неограниченные по времени планерки, совещания, встречи. Это целая философия, как нужно эффективно проводить планерки, не буду здесь расписывать эти правила. Но скажу самое главное: любые встречи, совещания должны завершаться четким списком поставленных задач с конкретным исполнительным лицом и дедлайном. И тут есть большая засада. По статистике, онлайн-встречи по планированию происходят эффективнее. Первая причина – меньше отвлекающих факторов, вторая – концентрация внимания выше, третья – меньше комфорта, чем при офлайн-встречах, четвертая – сложнее перебивать собеседника, пятая – средства планирования и демонстрации в одном девайсе (agenda, задачи, презентации, демонстрации рабочих столов и т.п.).
Я не случайно заговорил о дублирующихся процессах и о планировании: именно здесь кроется причина так называемой «неповоротливости» растущей компании. Управленец, обладающий стратегическим мышлением и лидерскими качествами, применяющий правила планирования, может в значительной степени повысить эффективность своей команды. Умножьте на количество эффективных команд, вот вам и «гибкая» компания. На мой взгляд, перевод рабочей команды на дистанционный режим позволит со временем распрощаться с вышеперечисленными «потерями».
- Какова вероятность, что после отмены режима ЧП и карантина многие компании откажутся возвращаться к работе в офисе?
- Стоит понимать, что не все бизнес-процессы можно перевести в онлайн на сегодняшний день, но это не означает, что нельзя перевести в онлайн хотя бы часть процессов. Перевод хотя бы части – это и есть сокращение себестоимости продукта, а значит и увеличение чистой прибыли и/или конкурентоспособности. Поэтому ведение бизнеса онлайн реально может быть прибыльным занятием. Тенденция ухода малого бизнеса в онлайн наблюдается уже несколько лет. Никогда еще в Алматы не было столько пустующих коммерческих площадей. Еще несколько лет назад предприниматели охотились за престижным торговым помещением, например, на проспекте Назарбаева, а теперь посмотрите, сколько их там сдается в аренду. И я думаю, дело не в кризисе, а в смене мышления бизнесменов в контексте бережливости и рационализации. Постепенно отходят в сторонку вопросы престижа, значимости, аристократизации.
- Отданные на аутсорсинг маркетинг и реклама выигрывают в сравнении с другими видами бизнеса? Клиентов стало или станет больше?
- Сам по себе аутсорсинг маркетинговых процессов уже считается высококонкурентным бизнесом. Причин, на мой взгляд, несколько. Например, простота продукта, повышение грамотности специалистов, упрощение маркетинговых инструментов и демпинг ценовой политики. Выигрывает эта бизнес-модель за счет скорости внедрения и небольшой себестоимости. Клиентов на маркетинговые услуги на аутсорсинге станет больше, но с учетом увеличения конкуренции редким компаниям из этой сферы удастся быстро вырасти. Скорее всего, это получится за счет крупных корпоративных и долгосрочных контрактов, либо за счет создания масштабного и простого B2B-продукта (например, SMM Planner, Lead Vertex и т.п.).