Ориентированность современных людей на экологичный образ жизни, совмещенная со стремлением к красоте и эксклюзивности делает зарубежные технологии востребованными в Казахстане. Это перовое. А второе - следуя этим принципам казахстанцы готовы тратить больше денег на строительство и дизайн своих домов. Дома, обшитые термодеревом, - это результат сочетания первого и второго пунктов, рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz директор ТОО «АРВ Казахстан» Игорь Цой.
- Игорь, ваша компания занимается проектами, в которых используется термодерево. Я видела результаты ваших трудов в Instagram, и есть ощущение, что они все не одного дня. А как в принципе давно начался ваш бизнес и почему вы выбрали для него именно такую древесину?
- С термодеревом начали работать 5 лет назад, когда нас заметил представитель эстонской компании Thermory и предложил сотрудничество. К тому времени мы строили финские деревянные дома в Казахстане и продавали паркетную продукцию. Мне сразу понравилось их предложение. Во-первых, потому что я люблю все натуральное, настоящее, а для термирования дерева не используются химические вещества. Во-вторых, это было новинкой на рынке Казахстана, в-третьих, мы понимали перспективу развития бизнеса на этом продукте в Казахстане. Мы работаем в премиум-сегменте, где ценятся экологичность, красота, надежность и качество, посетив завод Thermory и пообщавшись с основателем компании, я убедился, что все это у наших партнеров имеется в избытке.
- Как же создается термодревесина?
- Технологию придумали финны, у них очень высокая культура потребления дерева, но у древесины есть недостаток: под воздействием внешних факторов, например, перепада температуры или влажности воздуха ее коробит. Для того чтобы решить эту проблему, финны решили термировать дерево. В автоклав помещаются деревянные заготовки, создается вакуум, постепенно температура внутри повышается до 220 градусов и пускается пар, который начинают гонять вентиляторами, для того чтобы дерево со всех сторон обрабатывалось равномерно. В результате на молекулярном уровне происходит модификация древесины, из нее вымываются полисахариды и смолы превращаются в нерастворимую канифоль, который отчасти запечатывает поры. Таким образом, снижается водопоглощение доски, пропадают все природные напряжения, из-за которых доску обычно «ведет». После такой обработки термодерево становится более устойчивым к внешним природным воздействиям и его смело можно использовать на улице.
- Судя по вашему рассказу, это дорогостоящий продукт.
- Так и есть, особенно для нашей страны, потому что покупательская способность населения у нас ниже, чем в Европе и США. Для развитых стран - термодерево вполне распространенный товар. В силу того, что для Казахстана это премиальный продукт продавать его на рынке, как кирпичи или песок, мы не можем. Поэтому решили продвигать наш продукт исключительно через интернет. Редко приходят клиенты, которые просто покупают термодерево для своих нужд. Как правило, просят помочь с разработкой проекта деревянного фасада дома, патио, перголы или летней террасы. Очень часто обращается клиент с уже готовым проектом или он связывается с нами через своего архитектора или дизайнера.
- Деревянные фасад для красоты?
- Да, потому что я не могу сказать, что «одетый» в дерево фасад делает дом теплее. Есть более дешевые термоизоляционные материалы – пеноблок, минеральная вата. Красоту этими материалами не создашь, это возможно только с помощью дерева.
- Дорого стоит такая красота?
- Судите сами. Квадратный метр керамогранита конечному потребителю обойдется в 30 долларов, а квадрат термоясеня стоит в среднем 70 евро. Но чем толще доска, тем цена выше. Мы работаем с термоясенем и термососной, первый – это ценная порода дерева, мы называем его родственником дуба, потому что его коэффициент твердости по Бриннелю (HBW) близок к коэффициенту HBW дуба. Соответственно, ясень и дуб находятся примерно в одном ценовом сегменте. Термососна, с которой мы работаем, родом из Финляндии, там она растет в суровых климатических условиях, поэтому имеет очень плотную древесину, которую даже сравнить нельзя с сосной на севере Казахстана и в России. Стоимость термососны составляет примерно 35-40 евро за квадрат. Есть еще терморадиата - это новозеландская сосна экстра-класса, у нее нет сучков и по цене находится между термоясенем и термососной.
- А мебель или какие-то предметы искусства из древесины вы создаете?
- Нет, мы не столярная мастерская. Но столярные компании обращаются к нам и закупают термоясень для своего бизнеса.
- Сколько в среднем обойдется строительство, например, патио?
- Разброс цен большой, но приблизительно 5-15 млн тенге.
- И какая у вас доходность?
- Годовой оборот компании составляет около 400 млн тенге, рентабельность 20%.
- Много пришлось вложить в бизнес?
- Сложно сказать, но точно не меньше 200 тыс. долларов.
- А много ценителей вашей работы?
- Вы имеете в виду клиентов? Немного, но небольшое количество заказчиков компенсируется их качеством. В среднем общая стоимость наших проектов выходит 15-30 млн тенге, то есть не только на строительство террасы, фасада или беседки. Если мы заходим в какой-то проект, то делаем там много всего: фасад дома, патио, обшиваем подсобные помещения, укладываем термополы. С таким клиентом мы работаем от трех месяцев до года, но это не значит, что наши ребята год стучат молотками. Месяц делается фасад, через какое-то время строится терраса, затем у клиента может появиться еще один дом, и он может заказать проект уже для него. Оплата также делается частями.
- Сколько минимум времени вы тратите на создание, например, перголы?
- Сначала архитектор 2-3 недели делает чертеж, мы можем его корректировать с учетом специфики использования нашей термодревесины. Когда заказчик согласовал проект, мы приступаем к своей части работы. На доставку материала из Эстонии уходит примерно месяц, на укладку деревянной обрешетки, в которую потом вкручиваются доски дней 5-6, и на саму перголу неделя.
- Вы сказали, что стучите молотками. Правда работаете, как в старые добрые времена, молотками и пилами?
- Мы торговая компания, но у нас есть строительная компания, которая делает монтажные работы. И вот ее сотрудники, да, молотками, гвоздями и пилами. Другое дело, что это дорогие электропилы.
- У вас проекты только в Казахстане?
- Было предложение поработать над одним в Кыргызстане, на побережье Иссык-Куля, но в итоге ребята купили материал, но не знаю, сделали ли они что-то из него. Есть проекты в Нур-Султане, Шымкенте.
- Что чаще всего вас просят соорудить заказчики?
- 40% заказов приходятся на фасады для домов, 40% - на террасы и 20% - перголы, беседки.
- Какой самый необычный заказ вам приходилось выполнить?
- Это была совместная работа с одним известным в Алматы архитектором, мы облицовывали огромного размера дом, в нем было много нестандартных дизайнерских решений: обрамление окон, необычный стиль фасада. А еще был человек, он тихо приходил, покупал у нас несколько досок термоясеня и делал из них домбры.
- Если мы говорим о дизайне, то с какими материалами дерево сочетается эстетичнее всего?
- Камень, дерево, стекло, бетон. Это идеальное решение, потому что совмещает натуральные материалы. Хотя многое зависит от самого проекта. Если это дом в горах, то камень и термодревесина будут смотреться почти идеально. Эффектный городской дом – это деревянный фасад и витражные стеклянные окна, стеклянные двери. Не секрет, что в нашем регионе многие дома похожи друг на друга. Сейчас все нормальные архитекторы ломают голову над тем, как создать фасад дома, отличающийся от остальных и чтобы при этом он был практичным и долговечным, термодерево как раз им в помощь.
- Расскажите, какая у вас рентабельность.
- Если проект крупный, то она составляет 15-20%, если небольшой – от 20 до 25%.
- Есть способы увеличить эти цифры?
- Чтобы увеличить рентабельность, надо осваивать комплексные оригинальные дизайнерские решения, которые сложно повторить. В таком случае клиент будет готов заплатить больше. Индивидуальность нынче стоит дороже обыденности.
- Были ли у вашей компании трудные времена?
- В декабре-феврале 2014 и 2015 годов были кассовые разрывы, но в последние годы этого не происходит, хотя у нас сезонный бизнес и пик активной работы приходится на март-ноябрь.
- Скажите, а было что-то, что вы попробовали в своем бизнесе, а оно не пошло?
- Мы хотели построить коттеджный городок с финскими домами из клеенного бруса. Стоимость квадратного метра такого дома составляет где-то 1,5-2 тыс. евро. Но строительство деревянных домов банки не кредитуют, считая их движимым имуществом, мол, их можно разобрать и увезти, поэтому в этом деле не просто найти инвесторов. Мы прорабатывали строительство нескольких деревянных поселков, но грянул кризис в 2014 году и инвесторы пропали.
- Сколько вам тогда требовалось денег?
- В среднем 2 млн долларов, которые нужно было потратить на то, чтобы разбить землю на участки, между ними проложить дороги и коммуникации, сделать ландшафтный дизайн, возвести два дома-образца и домик для охранников, создать гостевую зону, посадить деревья, уложить газоны. По сути, это были вложения в маркетинг, потому что демонстрационный дом – часть рекламной стратегии. Такой дом это не просто голые стены и крыша, там должна была быть полноценная дизайнерская отделка внутри и снаружи, стоять вся необходимая сантехника, кухонная и мягкая мебель, освещение. Чтобы клиент мог почувствовать, какого это жить в таком деревянном доме. Мы разрабатывали четыре варианта планировки домов, разной площади, на выбор, который затем адаптировали бы под их пожелания. К сожалению, не получилось.
- А вы хотели построить городок, считая, что деревянные дома востребованы, или готовы были рискнуть?
- Мы знали, что на них есть спрос, потому что были реальные люди – одного социального статуса, со схожими взглядами на жизнь, на здоровый образ бытия - которые говорили мне, что хотят жить в доме, построенном исключительно из экологически чистых материалов.
- Не хотите вернуться к этой идее?
- Нет, сейчас привлекательность инвестиций в такие проекты еще ниже, чем 5 лет назад.